План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, лагеря труда и отдыха «Дружба» с дневным пребыванием государственного учреждения образования

«Средняя школа№ 1 г. Дятлово»

  1. Информационно-педагогическая карта:

Название смены 

«Пятый элемент»

Цель

 

создание в летний период условий для развития социальной активности подростков, основанной на социально-значимом труде

Задачи

·                     организовать условия для труда и отдыха детей;

·                     формировать трудовые навыки;

·                     создавать условия для формирования профессионального самоопределения

·                     проводить профилактическую работу по предупреждению основ безопасной жизнедеятельности;

·                     сохранить и укрепить здоровье детей, привить навыки здорового образа жизни;

·                     развить творческие способности учащихся;

·                     создать условия для патриотического, духовно-    нравственного воспитания подростков;

·                    воспитать культуру общения и поведения.

Прогнозируемый результат

Для учащихся:

полезная занятость учащихся  в летнее время;

укрепление здоровья подростков в течение смены лагеря;  формирование осмысленного отношения к жизни и ответственности за свою жизнь; формирование навыков трудовой деятельности; формирование патриотических, нравственных качеств личности; формирование у обучающихся культуры поведения и речи; благоустроенность и чистота школьной территории.

Для педагогов: популяризация здорового образа жизни среди детей, родительской общественности;  создание банка воспитательных тематических мероприятий, сборника методических сценарных разработок воспитательных мероприятий;  повышение педагогического мастерства в организации разнообразных коллективно-творческих мероприятий, праздников, конкурсов, освещение  на школьном сайте.

Адресат

учащиеся государственного учреждения образования «Средняя школа  № 1 г. Дятлово» в возрасте от 14 лет до 16 лет.

Количество участников

 18

Сроки реализации смены

12.06.2017  - 01.07.2017 г.

Периоды смены

Организационно-адаптационный – 12.06.2017 –     14.06.2017 г

Основной – 15.06.2017 – 28.06.2017 г

Заключительный – 29.06.2017 – 01.07.2017 г

Игровая модель смены

Сюжетно-ролевая «Пятый элемент»

Уровни реализации

индивидуально-личностный (анкетирование, наблюдение, тренинги, консультирование);

групповой (интерактивные  игры, КТД, дискуссии);

отрядный (информинутки, конкурсы, акции, трудовые операции)

общелагерный (праздники, спортивные мероприятия, экскурсии)

Партнеры

 летний оздоровительный лагерь «Улыбка» государственного учреждения образования «Средняя школа  № 1 г. Дятлово», РОЧС, РОВД, кинотеатр «Спутник»,  ЦТДиМ,  ЦТиКр, УЗ «Дятловская ЦРБ», музей Народной Славы, Дятловский  районный  военный  комиссариат

 

  1. Введение.

Актуальность

Лето – это целая эпоха в жизни каждого ребенка. Лето - это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов.

В год Науки для обеспечения непрерывности и преемственности воспитательного процесса педагогический коллектив постарается построить систему летнего труда, отдыха и оздоровления так, чтобы ключевой идеей стал воспитанник как развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни, поднимающаяся к взрослению. А также активно вовлечь воспитанников в деятельность данного лагеря с целью приобретения социального и жизненно важного опыта, освоение способов организации собственной жизнедеятельности. Таким образом, следует выделить следующие проблемы организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей и подростков: недостаточная занятость детей и подростков различными видами деятельности в летний период времени.

Пришкольный лагерь труда и отдыха с этой точки зрения - одна из самых подходящих форм организации летнего отдыха и полезной занятости обучающихся. Данный проект является оздоровительно-образовательным и направлен на раскрытие индивидуальных способностей школьников в процессе организации совместной деятельности. Предполагается правовая, трудовая, профориентационная, патриотическая, тимуровская и волонтерская деятельность, а также развлекательно-досуговая, мероприятия по формированию здорового образа жизни  подростков. 

3.Содержание воспитательной работы:

план воспитательной работы по видам деятельности (познавательная, творческая, игровая, коммуникативная) в соответствии с  этапами развития временного детского коллектива

Направления работы

Методы реализации

Здоровым быть модно

·        утренняя зарядка, спортивные соревнования;

·        занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

·        витаминизация блюд

·        участие в акции «За безопасное и ответственное поведение» (по принципу «равный обучает равного»)

·        участие в акции «Лето – пора  спортивная»

Необычное в обычном

·        занятия с элементами тренинга по развитию творческих способностей

Радуга талантов

·        конкурсные мероприятия, организация дискотек

Трудовое и экологическое воспитание

·        работа на пришкольной территории;

·        экологические рейды по благоустройству микрорайона

·        работа в  КСУП «Русь-Агро»

Правовое воспитание

      участие в акциях «Вместе за безопасность и 

      правопорядок», «Молодежь за безопасность»,

      вопрос – ответ «Путешествие в страну прав и

      обязанностей», игра - путешествие «Золотой

      ключик», «Знатоки права»

Духовно-нравственное воспитание

·        шефская помощь жителям микрорайона, ветеранам Великой Отечественной войны и труда

·        участие в акции «Лето и книга». Мероприятие, посвященное «135 лет со дня рождения классиков национальной  литературы Янки Купалы и Якуба Коласа»

Гражданско-патриотическая воспитание

·        просмотр фильмов о  Великой Отечественной войне

·         участие в акции «Мы этой памяти верны»

·        участие в Марафоне памяти благодарных потомков «Живем и  помним…»

Диалог с веком «Здравствуйте, Валентина

         Григорьевна  Кепп»

·        экскурсия «Памятные места нашего города»

·        участие в акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»

Профориентационная работа

·        экскурсии в РОВД, РОЧС, Беларусбанк, Дятловский районный военный комиссариат, в редакцию газеты «Перамога»

·        встреча с представителями УЗ «Дятловская ЦРБ»

·        деловая игра «Дни дублера»

Краеведческая работа

·        работа в школьном музее, посещение музея гимназии №1 г.Дятлово

·        викторины по истории родного края;

·        музей Народной славы г.Дятлово

·        участие в конкурсе фотосъемки « Краiна мая  дарагая»

·        экскурсионный маршрут, посвященный истории Великой Отечественной войны «Врата памяти»,

Тимуровская и волонтерская  работа

·        участие в акции «Доброе сердце - ветеранам»

·        операция «Спешите делать добро»

Отражение работы в средствах массовой информации

·        подготовка материалов для обновления «Летней страничке» на сайте школы.

·        Обобщение опыта работы лагеря, выпуск брошюры «Трудись и отдыхай!»

Ритуалы лагеря

·        название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итогов дня.

  1. Описание игровой модели

         В основе проекта лежит игровая ситуация. Участникам проекта необходимо найти пятый элемент, тем самым постичь Истину: каждый человек – уникальная неповторимая личность со своими способностями и талантами, но только надо постараться их раскрыть и развить. Для достижения цели ребятам придется пройти через четыре стихии: Воды, Земли, Огня и Воздуха и выполнить испытания двенадцати знаков зодиака.

  1. Работа с органами детского самоуправления

В первый день  лагерной смены проводится выбор актива отряда и командира. Каждый член актива (и любой ребенок) несет определенные обязанности в службах.

- Министерство науки (готовит интеллектуальные, познавательные игры, мероприятия)

- Министерство дисциплины и порядка (смотры чистоты и порядка).

        - Министерство культуры и прессы (отвечает за помощь при подготовке и проведении творческих мероприятий информационно-образовательно-развлекательного характера, конкурсных и танцевальных программ, занимается оформительской деятельностью,  редколлегия).

- Министерство здоровья, спорта, туризма (помогает при организации спортивной деятельности участников смены, способствует организации питания в столовой, отвечает за подготовку мероприятий экологической и природоохранной направленности

(Возможны и другие варианты: например,  объединение деятельности нескольких служб в одну,   по целесообразному выбору и т. д.).

  1. Технология личностного роста и активности

Для формирования и развития у детей ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся. Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса. 

  1. Психолого-педагогическое сопровождение

Диагностический компонент предусматривает изучение интересов ребенка, его личностных особенностей, потребностей и индивидуальных характеристик.

     В оздоровительном лагере диагностика происходит в несколько этапов.

    Начальный этап – сбор данных о направленности интересов, мотивации деятельности и уровень готовности к игре.

   Для более успешной и плодотворной работы проводится социометрия и  анкетирование среди детей и родителей.

Анкета для детей

  1. Какие твои увлечения, интересы?
  2. Чего ты ждешь от пребывания в лагере?
  3. Куда бы ты хотел сходить с отрядом?  (поход, экскурсия или другое)
  4. Что обязательно должно быть в лагере? 

"Рейтинг ожиданий"

   Проводится с целью выяснения представлений детей о лагере. Помогает определить направление деятельности в отряде и лагере в целом с учетом потребностей детей. Предупреждает возникновение негативных эмоциональных реакций. Проводится по методике "Незаконченного предложения".

  Результаты анкетирования обрабатываются, проводится мониторинг, что позволяет точно, правильно и интересно спланировать работу школьного оздоровительного лагеря.

Промежуточный этап позволяет корректировать процесс реализации программы и определенный искомый результат с помощью  аналогий и ассоциаций.

   В первой половине основного периода  деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности.  Во второй половине деятельность подростков становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере.

Заключительный этап  направлен на подведение итогов. Отслеживается степень реализации цели и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:

  • ~ выявленностью общих интересов;
  • ~ необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;
  • ~ повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.

   Проводится рейтинг мероприятий. Полученная информация сравнивается с первичной.

   Результат этой диагностики - один из критериев эффективности работы воспитателей. Собранная информация помогает разумнее спланировать последующие смены, принимая во внимание симпатии, интересы детей. Также проводится анкетирование (итоговое).

АНКЕТА (итоговая)

  • Что ты ожидал (а) от лагеря?
  • Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось…
  • Что тебе не понравилось?
  • Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
  • Если бы я был вожатым, то бы я…
  • Хочу пожелать нашему лагерю …
  • Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
  • Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
  • Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
  • ü Твое имя, фамилия и автограф на память

Эмоциональный настрой детей на последействие

   Каждый ребенок индивидуально на отдельном листе пишет письмо будущим отдыхающим  в лагере труда и отдыха.   Полученный "сборник" - хороший повод для разговора в новой смене  лагеря труда и отдыха.

Послелагерный период

   Календарное окончание лагерной смены не является фактическим в личностно-психологическом плане. Дети, как правило, еще долго рассказывают о лагере друзьям и знакомым, обсуждают это с классными руководителями и друг с другом. Продолжается эмоциональное "перепроживание". Это - этап рефлексии и разностороннего анализа. Личное внимание участников смены фокусируется на самом значимом и самом важном (положительном или отрицательном) из того, что произошло. Ребенок окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, пойдет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы послелагерного периода влияют на отношение ребенка к жизнедеятельности во временном детском коллективе.

8.Содержание оздоровления детей.

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, окружающему миру и себе

Оптимальные приемы, методы и формы и работы :

 Спортивные игры и развлечений, мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек (выпуск листовок, акции, беседы), встречи с медработником, прогулки, оздоровительные  пешие походы, участие в спортивных соревнованиях, общественно – полезный труд, индивидуальные и групповые профилактические беседы.

Медицинское сопровождение.

Совместная работа специалистов разных профилей: педиатров, психологов и педагогов.

Оптимальные средства, приёмы, методы и формы работы:

Медицинский осмотр детей на наличие кожных заболеваний и педикулёза.

Ознакомление с рекомендациями по дозированию физической нагрузки, питанию, режиму дня. Доврачебная помощь. Контроль за соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил. Контроль за качеством и безопасностью питания детей. Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, травм. Гигиеническое воспитание детей.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса

Выработка у подростков стереотипов здорового образа жизни для эффективного противодействия неблагоприятных воздействий на организм ребёнка.

      Оптимальные средства, приёмы, методы и формы работы:

Контроль за соблюдение санитарно-гигиенических норм (режим дня, рациональное распределение нагрузки в течение дня, соблюдение требований к использованию компьютерной техники и т.д.). Рациональное чередование умственной и двигательной активности (физкультпаузы,  спортчасы, прогулки и т.д). Создание комфортного положительного психологического микроклимата. Профилактика негативных проявлений в процессе общения. Использование эмоционально-смысловых разрядок: улыбка, шутка, юмористическая картинка, поговорка, афоризмы, музыкальные минутки

Рациональная организация питания и питьевого режима.

Оптимальные средства, приёмы, методы и формы работы:

Соблюдение объёма, кратности и температурного режима питания и эстетического вида приготовленных блюд. Контроль за соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к организации питания. С – витаминизация пищи. Использование бутилированной воды. Гигиеническое воспитание. Санитарно-профилактическая работа.

Физкультурно-оздоровительные и закаливающие мероприятия

Способствует повышению жизненных сил и укреплению здоровья детей.

Оптимальные средства, приёмы, методы и формы работы:

Зарядка. Спортивные эстафеты.  Первенство лагеря по теннису, шашкам,. Различные виды закаливания (умывание и мытьё рук холодной водой, купание в открытых водоёмах).

Использование природно - рекреационных ресурсов

Социально - гигиенические аспекты воспитания детей всех возрастов предусматривают не только охрану детского организма от неблагоприятных влияний, но и активное создание таких условий жизни, при которых укрепляется здоровье подростка, повышается сопротивляемость, улучшается физическое развитие и работоспособность.

Оптимальные средства, приёмы, методы и формы работы:

Лесные прогулки, спортивные занятия и игры на свежем воздухе, пешеходные маршруты, гелиотерапия (использование в оздоровлении местных и общих солнечных ванн), ароматерапия, купание в открытых водоёмах.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (май 2017г.):

- создание творческой группы,

- изучение методических рекомендаций по организации летнего оздоровления,

- предварительная работа с учащимися  и их родителями,

-разработка проекта и знакомство с проектом всех участников реализации проекта.

  1. Основной (12.06 – 28.06.2017 г.):

- документальное оформление проекта,

- консультации для педагогов,

- реализация плана воспитательной работы на смену,

-проведение мероприятий согласно плану,

-формирование банка сценариев и методических разработок по проведению мероприятий,

-создание  фотокроссинга мероприятий на сайте учреждения образования.

  1. Итоговый (29-01.07.2017г.):

-анкетирование участников проекта с целью изучения удовлетворённости участия в реализации данного проекта,

-подведение результатов работы по реализации проекта,

 -обобщение опыта работы летнего лагеря труда и отдыха «Дружба»  по средствам выпуска брошюры “Трудись и отдыхай” и популяризация его по средствам школьного интеренет-сайта, блогов школы и в районной газете “Перамога”.

  1. Ресурсное обеспечение:

Нормативное правовое обеспечение

Нормативные правовые акты, которыми необходимо руководствоваться при обеспечении процесса организации труда и отдыха обучающихся 14-18 лет.

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877).
  2. Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. «Об административных правонарушениях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 63, 2/946).
  3. Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 80, 2/70) в ред. от 5 .01. 2013 г.
  4. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453).
  5. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. "О правах ребенка" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 103, 2/215).
  6. Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8,2/1892).
  7. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, (утверждена постановлением Министерства образования от 15.07.2015 № 82).
  8. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. №9.
  9. Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 107, 1/6603).
  10. Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. N 35а (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 188, 8/16904).
  11. Нормы подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет», утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. № 116 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., N 8/1860).
  1. Постановление

Министерства здравоохранения

Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875).

  1. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2015 г. N 144 "Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 274, 8/22916).
  2. Положение о воспитательно-оздоровительном учреждении образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 89 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 125, 8/24351).
  3. Санитарные нормы и правила «Требования к оздоровительным организациям для детей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2012 г. N 8/26845).
  4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 №67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет».
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения детей» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2013, 5/36815).
  6. Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний, работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175.
  7. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 336 ”Об утверждении программ воспитания“.
  8. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 25.04.2007 г. № 22 «Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей».

Кадровое обеспечение:

  •  Пацынович Оксана Михайловна, директор учреждения образования.
  •  Скребец Галина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе.
  • Синяк Алла Анатольевна, директор лагеря труда и отдыха.
  • Тимошко Мария Иосифовна, старший воспитатель лагеря труда и отдыха.
  • Маковская Елена Антоновна, педагог социальный лагеря труда и отдыха.
  • Губко Инна Иосифовна, педагог- психолог лагеря труда и отдыха.
  • Яковчик Елена Ивановна, фельдшер лагеря труда и отдыха.
  • Воспитатели лагеря труда и отдыха.
  1. Реализация инновационных подходов

Современная инновационная деятельность в воспитании и оздоровлении

осуществляется в соответствии с ценностями личностно-ориентированной

педагогики и современными требованиями к оздоровлению детей.

Развитие системы воспитательно-оздоровительных учреждений требует инновационных подходов к разработке модели системы воспитания и оздоровления школьников, создания единого образовательно-оздоровительного пространства.  В год Науки немаловажным в процессе нововведений является создание экспериментальных площадок, проведение научно-практических конференций, организация информационно-методической работы (семинары, тренинги, круглые столы) с педагогическими и медицинскими работниками по основным направлениям педагогической и оздоровительной деятельности. В рамках  лагеря труда и отдыха «Дружба» планируется встреча с представителями РОВД, РОЧС, УЗ «Дятловская ЦРБ», Беларусбанк,  Дятловский районный военный комиссариат, с представителями  редакции газеты «Перамога», встреча с представителями УЗ «Дятловская ЦРБ», деловая игра «Дни дублера», проведение профилактических бесед, тренингов, просмотр видеоматериалов на тему «Правила дорожного движения», «Жизнь без вредных привычек»,  «Безопасное поведение»,  просмотр фильмов о ВОВ,  создание коллажей, участие в акциях «Вместе за безопасность и  правопорядок», «Молодежь за безопасность», вопрос – ответ «Путешествие в страну прав и  обязанностей», игра - путешествие «Золотой ключик», «Знатоки права».

  1. Литература
  • ~ Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя/ Н. И. Дереклеева.  – М.:  Вако,  2005. – с.  270
  • ~ Каникулы без скуки: Праздник в школе. – Мн.: ИООО  /  «Красико-Принт».  2007. – с. 128
  • ~ Бадещенкова, В.В. Игры нашего двора / В.В.Бадещенкова// Пазашкольнае выхаванне. - 2010. - №7. С.20 -26.
  • ~ Воронкова, Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде / Л.В. Воронкова. - М., 2007.
  • ~ Воронкова, Л.С. Система подготовки специалистов для учреждений
  • ~ детского отдыха и оздоровления / Л.В.Воронкова [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: ЬіІр:// pravmisl.ru/index.php?opti.- Дата доступа: 25.03.2012.
  • ~ Горбачева, Т.А. Путь в Страну здоровья. Проект программы работы
  • ~ сезонного оздоровительного лагеря/ Т.А.Горбачева и др.// Пачатковая школа. - 2011 .-№5.
  • ~ Игры на каждый день с тинейджерами: организаторам развивающего
  • ~ досуга / авт.-сост. А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. - 5-е изд., стереотип. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008. - 232 с. - (Сценарии игр и праздников).
  • ~ И снова - лето/ ред.-сост. Л.И.Жук. - Минск: Красико-Принт, 2010. - 128 с. - (Праздник в школе).
  • ~ Кулаченко, М. П. Учебник для вожатого \ М. П. Кулаченко. - Феникс, 2009.-254 с.
  • ~ Мудры запаветпродкаў: з вопыту работы дзіцячагавучэбнагацэнтрастаражытнайпобытавай культуры беларусаў "ХутараНеслуч". Юшкевіч А.У., Науковіч А.Г., Куцко Т.В., Герашчанка А.В., Гаўрыловіч К.В., Тармола Т.М., 2007.- 101 с.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник отдела образования, спорта и туризма

Дятловского райисполкома

_____________ Н.С.Белоус

  1. 06. 2017