У каждой эпохи – свои собственные проблемы.

У каждой души – своя собственная тоска.

Каждый день приносит нам свои радости и разочарования. Мы постоянно сталкиваемся с различными проблемами и ограничениями. Наша Земля мало приспособлена к радостям бытия: отрицательные события происходят не реже положительных; поводов для слёз не меньше, чем поводов для смеха. Одно и то же событие у одного человека вызывает улыбку, а другого надолго вырывает из привычного ритма. Почему так происходит? Как вести себя, если проблемы лишают нас возможности нормально работать, учиться, общаться и радоваться жизни. Работая психологом в школе, я постоянно пытаюсь ответить на вопрос «Где найти тот ресурс, который поможет молодому человеку преодолеть трудную жизненную ситуацию» На протяжении последних лет школа и в целом общественность обращает внимание на проблему подростковых самоубийств. Новостные ленты Интернет ресурсов и ТВ время от времени предоставляют нам душераздирающие факты самоубийств. Особенно шокирует возраст. Самое непонятное и парадоксальное в том, что мы не находим ответа на вопрос; «Почему дети не хотят жить?». Причем, зачастую дети из благополучных семей, успешные в учёбе и дети из неблагополучных семей в одинаковой степени совершают попытки самоубийства. И последние случаи, произошедшие в нашей области и стране, подтверждают это.

Основная причина большинства суицидов – это глубокое чувство непонимания и одиночества человека. Не было ни одного человека, способного понять его переживания, ни среди подростков, ни среди взрослых. Эти дети воспринимают себя как отверженных и никому не нужных «чужаков» и не могут найти другой выход.

         Возвращаясь к вопросу: «Действительно ли подросток хочет умереть?» – специалисты отвечают: «Нет, или не до конца». Подросток хочет избежать невыносимой жизненной ситуации. Дети и подростки не хотят смерти, они хотят изменить ситуацию и надеются, что после «смерти» всё вокруг станет другим. Давайте порассуждаем, какие причины такого поведения подростков кроются в нас, родителях, в наших семьях. Как часто можно услышать; «Это должно быть сделано. Я не желаю ничего слышать. Мне бы твои проблемы, вот где денег достать. – А это пройдет!». Упрекая ребенка, родители, произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. «Это должно быть сделано». «Не позорь меня перед соседями». «Ты должен быть совершенным, лучшим». «Только 9 или 10, других оценок не может быть». Вопрос, были ли мы лучшими и первыми. Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Какими же могут быть отношения в семье, если собственный ребенок не может докричаться до собственных родителей.? Отчего они так глухи, что их ребенку приходится лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи? Сознание собственной непогрешимости и правоты делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка.

Хочется обратить внимание еще на одну причину, способствующую такому саморазрушительному поведению. Эксперты поясняют: в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь можно перезагрузить, и все проблемы решатся сами собой. За компьютером современные подростки проводят в среднем более 3 часов в день, а гаджет и вовсе не выпускают из рук. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете. Они довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.

Кардинальные меры здесь не помогут. Отключать ребенку Интернет совсем и лишать его такого источника информации не стоит. Нужно контролировать, чем он занимается в Сети. К тому же, если ребенок все свободное время проводит в Сети, избегает живого общения, то стоит обратить на это внимание. По сути сегодняшние самоубийцы – первое поколение детей, выросших на виртуальном общении. Психологи зачастую называют их «потерянным поколением»: многие дети практически лишены родительского внимания – взрослые были заняты выживанием и зарабатыванием денег. А в сети, которая заменяет им живое общение, не всегда можно правильно понять, что подразумевают некоторые записи и что предлагается посетителям сайта ради развлечения. Как показывает практика, написанные там шутки совсем не безобидны, а советы не безопасны.

         В каких ситуациях взрослый человек или подросток может решиться на самоубийство? Это ситуация, когда он социально изолирован, чувствует себя отверженным. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм, личная или семейная проблема. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). Слишком критически настроен по отношению к себе.

Почему же подростки добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует всех. Но однозначный ответа на него дать невозможно.

Но если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков.

- Эти люди прямо или косвенно намекают о своем намерении:

«Лучше бы мне умереть».

«Я больше не буду ни для кого проблемой».

«Вы еще пожалеете, когда я умру!»…

- постоянно пониженный фон настроения,

- некоторые из них много шутят на тему самоубийства.

- проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

- начинают раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость,

окончательно приводить в порядок дела,

- мирятся с давними врагами.

Помните: какие бы поступки дети ни совершали - это наши дети. В жизни есть три несчастья: смерть, болезни и угрызение совести. Счастье - это всё остальное. И большое счастье - наши дети. А вот какими вырастут дети - всё в наших руках.

Какой вопрос вы, уважаемые родители, обычно задаёте своему ребёнку, пришедшему из школы

Что мы знаем о наших детях, кроме того, что они у нас самые лучшие, тихие и честные? Сидят тихо у компьютера, играют. По подворотням не шатаются, спиртное и наркоту не употребляют. А что там у них в душе? С кем они дружат и дружат ли вообще? И где эти друзья? Чем дышат? О чем мечтают? Что слушают, смотрят, читают и читают ли вообще.

         Хочу напомнить ещё об одном. Сколько времени в сутки вы разговариваете со своим супругом или супругой, с детьми. Чаще всего, перекинулись дежурными фразами и занялись каждый своим. А существует золотое правило: если не менее 30 минут вы общаетесь с членами семьи, то ничего плохого вам и вашим детям не грозит. Ни депрессии, ни тревоге, не суициду не место в семьях, где люди разговаривают друг с другом.

         Уважаемые родители! У ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже нам, взрослым, не говоря о детях в трудные минуты необходимы поддержка и сочувствие. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять. Поэтому, если малыш доверил вам свое «горе», не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Разбор «полетов» отложите на потом, когда ребёнок немного успокоится и сможет более спокойно мыслить. Нельзя смеяться над его горем, даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети, в отличие от большинства взрослых, максималисты. Ребенку, подростку нужно поговорить сейчас, а не в далеком будущем. Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его «большие проблемы». Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

         Детство – самая удивительная и ответственная и пора человеческой жизни. Во многом от того, как прошло детство человека, зависит его взрослая жизнь. Самое основное и ценное человек приносит в свою жизнь из детства. Одно из самых важных качеств – это эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности, позитивное отношение с себе и людям. Всё это закладывается в детстве и является бесценным даром, тем внутренним ресурсом, который так необходим человеку. Нам с вами следует об этом помнить, ведь Дети – это люди, которые даны нам на время, чтобы мы учили их Быть……

Педагог-психолог СШ №1 г. Дятлово Губко Инна Иосифовна