Не каждый учитель может похвастаться тем, что в копилке его трудовых наград есть Почетная грамота Министерства образования Республики Беларусь. В этом году на августовском педагогическом совещании эту высокую награду получила талантливый педагог с 34-летним стажем, учитель английского языка средней школы №1 г. Дятлово Ирина Владимировна Дорофейчик. Также в числе ее последних профессиональных достижений - диплом I степени за участие в седьмом республиканском конкурсе "Энергомарафон" и специальное место жюри Международного конкурса "Энергия и окружающая среда" Накануне Дня учителя корреспондентка газеты "Перамога" встретилась с И. В. Дорофейчик, чтобы поинтересоваться секретами ее успехов.

- Ирина Владимировна, как Вы шли к вершинам профессионального мастерства? 
- Считаю, что быть успешным педагогом мне помогают любовь к выбранному делу и рабочий опыт. Если есть опыт и желание, будут и достижения.
Мой путь в профессию начался еще в пятом классе, когда мы пришли на первый урок английского языка к Устину Ивановичу Орса, я была в полном восторге от занятий и решила для себя, что обязательно стану учительницей. Окончив школу, поступила в Минский государственный институт иностранных языков. В то время наш институт по успеваемости был лидирующим в Советском Союзе. Училась старательно, чтобы получить основательные знания, принимала активное участие в общественных делах, была членом студенческого научного общества.
Поэтому после окончания учебы получила ряд интересных предложений и имела возможность остаться в Минске. Однако отказалась, потому что не хотела жить в большом шумном городе, да и работать стремилась только учительницей. А потому в 1980 году вернулась в родной район и попала в коллектив средней школы №1 города Дятлово, где работаю и сегодня.
Прошел не один десяток лет, и я чувствую, что сделала правильный выбор. Люблю детей, делаю все возможное, чтобы научить их тому, что знаю сама. На уроках большое внимание уделяю не только обучению, но и воспитанию школьников. Воспитать детей человечными, гармоничными, трудолюбивыми - это тоже очень важно для нашего общества и является одной из главных задач педагога. Я всегда это понимала и 18 лет отработала заместителем директора школы по воспитательной работе.
- Какими вообще видите своих учеников? 
- Для меня дети - величайшая ценность, поэтому я и пошла в педагогику. В каждом ребенке вижу личность: все они такие разные, со своими взглядами, привычками, жизненной позицией. Моя задача - найти "ключик" к каждому из учеников, заметить и развить их таланты. А еще я всегда стараюсь идти на урок с улыбкой, нести в класс хорошее настроение. От улыбки проводится работа, занятия становятся интереснее. А потому и в работе с учениками, и в работе с коллегами следует быть настроенным на позитив - это залог успеха.
Как учитель, я очень требовательна к себе: постоянно нахожусь в творческом поиске, занимаюсь самообразованием, решением тех или иных педагогических проблем. Я отработала много лет, но не помню, чтобы шла на урок с одним и тем же планом. Даже параллельные классы по успеваемости различаются между собой, и я стараюсь учитывать это в своей работе.
- Кто помогал вам в профессиональном становлении?
- Когда я пришла в школу, то встретила здесь неравнодушный коллектив, заинтересованный помочь каждому стать хорошим педагогом, выполнять свою работу старательно, ответственно, добросовестно, качественно. И сегодня искренние слова благодарности за то, что я реализовала себя в профессии, хочу сказать своим старшим коллегам: Евгении Григорьевне Савонь, Ядвиге Александровне Кийко, Ольге Константиновне Голодновой, Артемии Михайловне Чурило.
Вообще, мне повезло не только с профессией, но и с учреждением: даже сейчас, когда здесь поменялась администрация и в школу пришло молодое поколение педагогов, наш коллектив по-прежнему остается дружным и творческим. Мне не дают "соскучиться", остановиться на достигнутом, постоянно подталкивают к активной деятельности, к участию в различных проектах и конкурсах. Я постоянно чувствую себя востребованной, и это важно, ведь когда на тебя надеются, если есть поддержка, то и работа идет плодотворно, и результаты будут. Считаю, что в нашей школе созданы все необходимые условия для творческого роста педагогов.
- И это способствует тому, что вы занимаетесь не только педагогической, но и научной деятельностью? 
- Научная деятельность увлекла меня еще в студенческие годы. Тогда на занятиях по внеклассному чтению мы проходили "Сагу о Форсайтах", необходимо было проанализировать, какие художественные средства использовал автор. Меня заинтересовала эта тема, и поскольку в институте провести такой анализ мы не успели, после занятий я направилась в библиотеку имени А. Пушкина. Наработки переросли в серьезную курсовую работу, после защиты которой меня и пригласили в студенческое научное общество.
Уже работая в школе, я не только вела уроки, но и старалась реализовать некоторые свои идеи. Так, мы с учениками организовали клуб интернациональной дружбы, переписывались со школьниками из других стран. В 1993 году, когда я стала заместителем директора по воспитательной работе, активно включилась в исследовательскую деятельность. По предложению Ядвиги Александровны Кийко в 1994 году наш школьный музей имени Я. Фогеля переоформили в "Музей истории Дятлово". Чтобы пополнить его новыми экспонатами, в работу включили весь коллектив школы. Узнали много интересной исторической информации, даже нашли газеты времен Великой Отечественной войны. Кстати, реферат - очень действенное средство патриотического воспитания школьников.
В свое время районный отдел образования предложил нам стать республиканской инновационной площадкой по краеведению. Тогда в школе был разработан инновационный проект, автором которого я являлась, "Внедрение авторской модели воспитания школьников в процессе краеведческой деятельности". Чуть позже научный консультант проекта, начальник воспитательной работы Национального института Министерства образования Республики Беларусь Наталья Константиновна Котович предложила нам продолжить работу в инновационном режиме на втором этапе исследования и разработать новый проект. Его тема звучала так: "Внедрение оценки качества воспитания в краеведческой деятельности". Мы отслеживали, как краеведение влияет на становление учеников как личностей и граждан.
В прошлом году школьный музей снова был переоформлен, сейчас в "Музей истории Дятловщины", а это значит, круг поисков расширился. В этом году собираемся оформлять новую экспозицию, приуроченную к 70-летию Великой Победы. Мне предложили стать координатором проекта.
Что касается темы энергосбережения, то принять предложение я решила потому, что мой муж и мои дети - энергетики. Дома они часто обсуждают проблемы, касающиеся профессии, в этих обсуждениях принимаю участие и я. А потому была уверена, что родные поддержат меня, помогут советами. Результат нашего сотрудничества - диплом I степени за участие в седьмом республиканском конкурсе "Энергомарафон". Мне предложили в этом году снова принять в нем участие, но уже в номинации "Лучший педагог по энергосбережению". Поскольку есть новые идеи, думаю, приму и это предложение.
- Ирина Владимировна, передаете ли рабочий опыт молодым? 
- С первых дней работы в школе я старалась быть для детей старшим помощником, советником, консультантом. А потому многим ученикам нравится английский язык, некоторые из них участвовали в олимпиадах или выбрали профессии со знанием иностранного языка. Это Таня Кривеня, Вероника Вилисова, Оксана Новиченкова, Лера Козарез, Ольга Калютик, Екатерина Шитько. В школе я являюсь руководителем методического объединения учителей английского языка и всегда помогаю тем, кто ко мне обращается. Считаю это своим профессиональным долгом. С помощью Интернета активно делюсь опытом с другими педагогами, да и сама перенимаю у них лучшие идеи. Как известно, в нашей работе важно не замыкаться в себе, не останавливаться на достигнутом.
- А чего пожелаете коллегам к профессиональному празднику?
- Крепкого здоровья, благополучия в семьях, хороших учеников, чтобы каждый рабочий день приносил радость, чтобы в класс они спешили с искренней улыбкой, чтобы школа для них, как для меня, стала вторым домом.

И. КАВКЕЛЬ (по материалам районной газеты Перамога)