(интерактивное занятие с использованием подхода «равный обучает равного»)

 Цель: формирование у участников занятия убежденности в понимании опасности распространения спайса, а также стремления противостоять этому злу, занимая социально активную позицию.

Участниками могут быть педагоги, учащиеся 8-11 классов, представители общественности – как отдельными группами, так и в составе детско-взрослого сообщества.

 

Планируемый результат:

- участники занятия осведомлены о негативном воздействии спайса на организм человека, в особенности подростка; проявляют убежденность в понимании опасности распространения спайса;

- участники занятия совместно изготовят творческий продукт, направленный на противодействие распространению спайса;

- участники занятия занимают социально ответственную позицию в деле профилактики распространения спайса.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование,  презентация (Microsoft Office PowerPoint) «Стоп-спайс», подготовленная  членами отряда «Надежда»; листы бумаги, маркеры и фломастеры, буклеты «Стоп-спайс», иллюстративный материал из СМИ на тему профилактики употребления спайса, ножницы, клей, магнитные держатели для афиширования работ, цветок из бисера для организации рефлексии; четыре стола для работы в группах, экран для демонстрации мультимедийной презентации, доска для афиширования работ.

 

Организация пространства общения: 1) творческий полукруг; 2) работа в группах; 3) рефлексивный круг.

 

Ход занятия

1 этап. Самопредставление

(Участники образуют творческий полукруг. Перед ними выступают члены школьного клуба журналистов.)

- Добрый день!

- Здравствуйте!

- Мы представляем Вам отряд «Надежда».

- Мы занимаем активную жизненную позицию и неравнодушны к тому, что происходит рядом с нами.

- Поэтому мы участвуем в социально значимых акция, против саморазрушающего и противоправного поведения».

- Каковы результаты? С одной стороны, мы сами более ответственно стали относиться к своим поступкам.  Ведь когда мы готовим  материал для газеты, для информационных листков, то, можно сказать, «погружаемся» в эту тему, понимаем, что такое хорошо и что такое плохо.

- А с другой стороны, мы помогаем своим сверстникам не сделать ошибки, найти свой путь и увидеть главные ценности в жизни. Равный обучает равного – это интересно и полезно.

- Равный обучает равного – это классно!

- Наш девиз

- Сделай мир лучше!

- Хотите ближе познакомиться со школьной газетой, которую мы делаем сами? Пожалуйста!

(Просматриваем номера газеты).

- О чем мы пишем? Конечно, мы рассказываем, что есть много всего интересного – каждый может найти себе дело по душе и проявить свой талант.

- Перед Вами содержание рубрик  и  ссылки на некоторые статьи разных номеров  газеты. Что интересно Вам? Выбирайте, что Вы хотите посмотреть, что обсудить!

(Предлагаются гиперссылки в презентации на статьи газеты. Открываются материалы по запросу участников занятия, обсуждаются статьи.)

- Спасибо за интерес к нашей газете!

- Вы заметили, что  много внимания мы уделяем профилактике вредных привычек и противоправных действий. Посмотрите, здесь есть ссылки на некоторые интересные статьи.

Открываются по гиперссылкам в презентации следующие статьи:

Например, у нас в школе открылся клуб профилактической направленности для подростков «Альтернатива». Даже название клуба говорит ребятам, что в жизни всегда есть альтернатива – нужно только уметь сделать правильный выбор.

Интересно проходят у нас недели правовых знаний. Об этом мы тоже пишем в газете.

Много внимания мы уделяем профилактике курения. Не секрет, что часто курить ребята начинают довольно рано. «Курить или не курить?» - такой вопрос мы задали сверстникам. И вот перед Вами результаты опроса старшеклассников – «Я не курю, потому что…».

 

2 этап. Введение в тему занятия.

- Есть еще одна тема, которая в последнее время волнует общество.

- Эта тема – опасность распространения спайса.

- Мы решили провести свою акцию «Стоп – спайс».

- Почему мы не остались в стороне?

- Потому что спас убивает. Мы все чаще слышим о трагедиях, к которым приводит употребление спайса. И мы не можем быть равнодушными.

3 этап. Развенчаем несколько мифов о спайсе.

-Уважаемые участники! Обратите внимание!

- Спайс – это курительная смесь, в состав которой входят травы, это могут быть даже шалфей или мать-и-мачеха.  Многие считают, что это не опасно. На самом деле травы обработаны синтетическим веществом, которое оказывает психотропное действие.

- Последствия курения спайса очень тяжелые: страдает психика человека, часто это изменения необратимы.

- Сейчас мы развенчаем несколько мифов о спайсе.

- Миф первый: спайс дает легкость и беззаботность.

- На самом деле легкость и беззаботность возникают из-за того, что умирают клетки мозга  - и это необратимо! Это может привести даже к слабоумию – и это в подростковом возрасте, когда жизнь только начинается!

- Миф второй: спайс раскрепощает, после его употребления  легче познакомиться.

- Но знакомство - это одно, а будущее и семья – это другое. Так вот, спайс может привести к бесплодию или рождению больных детей. Не слишком ли дорогая плата?

- Еще один миф: спайс дает ощущение полета.

- Но мы знаем, как трагически заканчиваются эти полеты. Двое молодых людей,  парень и девушка,  под воздействием спайса прыгнули с крыши многоэтажки. Спайс вызывает галлюцинации – и это может быть полет вникуда.

- И мы тогда задаем вопрос своим сверстникам: это твой выбор?

- Каждый может сказать «нет»!

- А если промолчит?

- Тогда мы представляем результаты нашего исследования, которое провели среди жителей родного города Скиделя.

4 этап. Ознакомление участников с результатами исследования.

- Мы провели соцопрос и сделали небольшое исследование.

- Сначала опросили учителей и своих родителей. Все они высказали мнение, что с распространением спайса нужно бороться.

Опрошено 19 учителей школы. Все 100 % считают спайс опасным наркотиком, который разрушает физическое, умственное и духовное здоровье  употребляющих спайс. Все 19 педагогов считают обязательным взаимодействие семьи и школы по профилактике употребления спайса.

Опрошено 20 родителей.  100 % разделяют мнение учителей.

- Наши учителя и наши родители – люди ответственные, плохого не посоветуют.

- Следующий наш шаг – опрос 6 наших выпускников, ведь они завтра начнут взрослую жизнь. Просмотр видеозаписи. Ответы учащихся 11 классов:

  • Анна В.: «Для меня важно мое будущее – семья, здоровые дети. Кто-то считает, что со спайсом можно развлечься, и не задумывается о том, что может родиться больной ребенок. Не  слишком ли высокая плата за сомнительное удовольствие?!»
  • Денис Ш.: «Употребление спайса, как и любого другого наркотика, приводит к зависимости. Наркоманы для очередной дозы ищут деньги любым путем – выносят вещи из дома, воруют, идут на преступления, то есть деградируют физически и морально».
  • Наталья К.: «Постоянно меняется состав спайса, чтобы не могли привлечь распространителей к ответственности. Молодым людям говорят, что это легально – тут они и попадают в зависимость. Большую роль играет семья, друзья, окружение».
  • Наталья М.: «Я негативно отношусь к спайсу. Я думаю, что тот, кто его употребил первый раз, считал, что это так же безобидно, как выкурить обычную сигарету. А на самом деле – разрушается психика, возникает зависимость».
  • Дмитрий М.: «В интернете полно видео, как ведут себя после приема спайса. Стыдно смотреть на их неадекватное поведение, а ищут они, наверное, новые ощущения. Нужно искать себя в спорте, иметь хороших друзей , семью».
  • Анна С.: «Любые наркотики – это зависимость , путь в никуда. Спайс опасен тем, что негативно воздействует на мозг.  Употребление спайса – это уничтожение жизни! Это страшно! В 17 – 18 лет нужно строить планы на будущее и радоваться жизни!»

- Мы порадовались, что ответы выпускников нашей школы говорят об их ответственном поведении.

- Но  вот как относятся к этой проблеме другие люди?

- Далее мы провели анонимный опрос жителей нашего города. Опрошено 39 человек.

На первый вопрос «Знаете ли Вы, что такое спайс?» утвердительно ответили все опрошенные в возрасте от 15 до 35 лет. Это как раз и есть группа риска.

А вот  что интересно – чем старше были опрошенные, тем меньше они знали о спайсе: 

Знаете ли Вы, что такое спайс?

15 – 35 лет

36 – 55 лет

56 лет и старше

Да

12 (100 %)

7 (46,7 %)

2 (16,7 %)

Нет

-

8 (53,3 %)

10 (83,3 %)

Всем, кто знает о спайсе, мы задали  вопрос «Согласны ли Вы с тем, что спайс очень вреден?». Оказалось, что именно в «группе риска», среди молодых людей, есть те, кто не считает спайс опасным или не уверен в этом.

Согласитесь, эти результаты вызывают беспокойство!

Надо что-то предпринимать! Для начала мы обратились к материалам, подготовленным заинтересованными людьми, и решили всех с ними познакомить.

 

5 этап. Работа с видеосюжетом «Специальное расследование».

5.1. Установки участникам перед просмотром видеосюжета.

- К сожалению, молодежь все же попадает в сети торговцев наркотиками, в том числе и спайсом.

Выпускница нашей школы Дарья Хоха работает на Гродненском телевидении. Она провела специальное расследование. Мы сейчас посмотрим фрагмент ее фильма.

- А после просмотра мы просим Вас заполнить таблицу:

Что  способствует дальнейшему распространению употребления спайса?

Что  является препятствием на пути распространения этого зла?

(Участникам раздают листы с заданием).

- Вы можете записать Ваши ответы в две колонки – то, что вы узнали из фильма, или то, что Вам было известно раньше.  Лучше, когда эту работу вы выполните в мини-группах.

(Участникам предлагается объединиться в мини-группы для последующего заполнения таблиц).

5.2. Просмотр видеосюжета «Специальное расследование».

5.3. Работа в группах. Заполнение таблицы и афиширование результатов работы групп.

5.4. А вот как заполнили эту таблицу после просмотра фильма мы, участники проекта. Сравним?

Что  способствует дальнейшему распространению употребления спайса?

Что  является препятствием на пути распространения этого зла?

ü  Спайс преподносится распространителями как легальная курительная смесь.

ü  Спайс – это любая трава, обработанная синтетическим веществом.

ü  До 2010 г. спайс не был запрещен.

ü  Постоянно изменяется молекулярная формула вещества.

ü  Это особо опасный вид психотропа – вызывает быстрое привыкание.

ü  Дешевизна, доступность.

ü  В нашей стране один из самых больших списков запрещенных психотропных веществ.

ü  Имеется оборудование, которое определяет состав смеси.

ü  Спайс в 2013 г. отнесен к аналогам запрещенных  психотропных средств.

ü  Правоохранительные органы задерживают распространителей.

ü  Врачи бьют тревогу и оповещают об опасном воздействии спайса.

ü  Сотрудничество врачей, экспертов, правоохранительных органов, СМИ, общественности.

- Как Вы видите, многие наши ответы совпали, в то же время у каждого из нас есть и своё видение проблемы.  Вы разрешите нам использовать Ваши ответы  в работе  со сверстниками на последующих занятиях? Спасибо!

6 этап. Создание коллективного творческого продукта «Стоп-спайс».

- Итак, мы обсудили актуальный продукт, созданный специалистами. А что можем сделать мы с вами, чтобы оказать противодействие распространению спайса?

- Давайте создадим новые творческие группы и подготовим коллективный продукт на тему «Стоп-спайс». Пусть сегодня это будут обращения к разным группам людей:

  • к родителям;
  • к подросткам;
  • к жителям города.

- Во время  подготовки работ на листах можно использовать предложенный Вам иллюстративный материал или сделать собственные рисунки, которые помогут сделать обращения более яркими, образными и привлекающими внимание.

Затем участники работают в группах.

После завершения – каждая группа представляет результаты своей творческой деятельности  (Приложения к сценарию 1,2,3). Вместе отмечаем достоинства продукта. Принимаем предложения от других групп для усовершенствования обращений.

Благодарим всех за совместный труд.  Принимаем решение, где и как мы затем используем полученный коллективный творческий продукт. Члены клуба обязуются реализовать поступившие предложения в школе и для жителей города.

7 этап. Рефлексия.

Участники становятся в круг.

- Давайте сейчас поблагодарим друг друга за совместную деятельность. Предлагаю передавать из рук в руки этот цветок. И у каждого, держащего в руках цветок, есть возможность сказать, что было полезным на этом занятии, а что можно было бы изменить, что новое узнал, понял, и как будет использовать полученную информацию в дальнейшем.

8 этап. Ритуал завершения информационного часа.

В завершении давайте возьмемся за руки и вместе скажем (слоганы высвечиваются на слайде, или можно заранее договориться о том, что скажем вместе):

«Стоп - спайс!»

«Мы выбираем жизнь, красоту и будущее наших детей!!!»

«В наших силах сделать мир лучше!»

Участникам вручают буклеты «Стоп-спайс», подготовленные ранее членами клуба.