Государственное учреждение образования
"Средняя школа №1 г. Дятлово"

Главная

Адаптация учащихся в 1-м классе

Адаптация учащихся в 1-м классе

Дата проведения: 27.09.2023

Класс: 1 «Б»

Классный руководитель: Шупа Е. М.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам адаптации детей к обучению в школе

     Задачи:

  1. познакомить родителей с этапами адаптации;
  2. познакомить с физиологическими, психологическими и социальными особенностями адаптации детей к школе;
  3. определить признаки успешной адаптации;
  4. предложить использовать практические советы по успешной адаптации ребенка к школе.

Форма проведения: семинар-практикум

Материалы и оборудование: бумага для записей; памятки для родителей «Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе», «Что необходимо делать родителям для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе, «Признаки сложной адаптации»; бланки с незаконченными предложениями

План проведения

  1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ.

Добрый день, уважаемые родители! С первого сентября у ваших детей, да и у вас началась новая жизнь. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Напряженность этого периода связана, прежде всего, с тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов. Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир.

Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания.

Период адаптации первоклассника к школе недаром считают сложной жизненной ситуацией как для ученика, так и для родителей. Стресс, который ребенок получает в начале учебного года, сравнивают с эмоциями взрослого, который одновременно переехал в другой город, сменил работу и делает ремонт в новом жилье.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.

Что же такое адаптация?

Адаптация – это перестройка личности на работу в изменившихся условиях. Для каждого ученика процесс адаптации индивидуален. И не всегда индивид умеет приспособиться к новым для себя условиям. Вся жизнь ребёнка изменяется и подчиняется новым требованиям – школьным.

  1. ЭТАПЫ И ВИДЫ АДАПТАЦИИ.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всех трех этапов адаптации – приблизительно 5-6 недель, но может растянуться и на более длительный период (от 6 месяцев до 1 года), а наиболее сложным является первый месяц.

Помимо этапов, психологи и педагоги выделяют три вида адаптации: физиологическую, психологическую и социальную.

Физиологическая адаптация предполагает, что детский организм испытывает большой стресс из-за сильных изменений, связанных с учебой. Даже небольшая нагрузка заставляет ребенка испытывать сильное напряжение. Это часто приводит к переутомлению.

К показателям физиологической адаптации относятся также:

- самочувствие;

- качество сна;

- работоспособность;

- аппетит;

- различные заболевания и их обострение.

Работа родителей с памяткой «Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе».

Родители читают информацию, и, если возникнет желание, дополняют её рекомендациями из личного опыта. В ходе группового обсуждения психолог отвечает на вопросы по теме.

 

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе?

1. Выработайте правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.

2. Постарайтесь организовать прогулки не менее двух часов в день.

3. Оборудуйте первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем, необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.

4. Давайте ребёнку отдохнуть после уроков.

5. Следите за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.

6. Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.

7. Заранее прививайте ребенку навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Психологическая адаптация – это вид адаптации зависит от готовности ребенка к школе: чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет.

Оценивается по следующим параметрам:

- мотивация к учебе;

- готовность выполнять задания и понимать их;

- уровень развития познавательных процессов;

- ежедневное настроение;

- способность оценивать себя и свою работу.

Социальная адаптация предполагает, что ребенок должен овладеть новой социальной ролью – ролью ученика. Включает в себя следующие компоненты:

- умение слушать учителя;

- понимание своих обязанностей и их выполнение;

- следование школьному порядку и требованиям;

- хорошие отношения с одноклассниками;

- отсутствие конфликтных ситуаций;

- умение самостоятельно организовать и выполнить задание.

Работа родителей с памяткой «Что необходимо делать родителям для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе?».

Родители читают информацию, дополняют её, задают вопросы для обсуждения.

 

Что необходимо делать родителям для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе:

1. Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.

2. Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.

3. Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усвоения новой информации.

4. По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.

5. Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать цели.

6. Предоставляйте ребенку разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно делать, но никогда не выполняйте всё за него.

7. Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным.

8. Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.

9. Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть при этом толерантным к мнениям других.

После обсуждения делается вывод.

Вывод: спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению.

  1. УРОВНИ АДАПТАЦИИ.

Процесс адаптации, как я уже отмечала ранее, длиться от 5-6 недель до полугода, в редких случаях – год. В начале 2-й четверти психологом школы проводится диагностическая работа с целью изучения уровня адаптации первоклассников к школе. По итогам этой работы можно выделить следующие уровни адаптации

  1. Высокий уровень адаптации.

Ребёнок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.

  1. Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

  1. Низкий уровень адаптации.

Ребёнок отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет.

  1. ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ.
  2. Удовлетворённость от процесса обучения.

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

  1. Освоение программы.

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки.

  1. Степень самостоятельности.

Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

  1. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками.

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

  1. ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.

Родителям не всегда легко заметить проблемы с адаптацией к школе у своего ребенка, поэтому следует разговаривать с ним о неудачах, проблемах и страхах, связанных с учебой. Но даже их отсутствие не гарантирует, что проблем нет. Как понять, что что-то у ребенка в школе пошло не так?

Признаки сложной адаптации (дезадаптации).

1. Устойчивое негативное отношение к школе.

2. Сниженное настроение, отсутствие интереса.

3. Низкие достижения при нормальном развитии, отвлекаемость.

4. Упрямство, проявления агрессии, вспышки гнева, нарушение школьной дисциплины.

5. Постоянные фантазии, появившаяся лживость.

6. Повышенный страх и тревожность, частые эмоциональные расстройства.

7. Заметная уединенность, заторможенность, угрюмость и недовольство, разговор с самим собой.

8. Неуверенность, чувство собственной неполноценности.

9. Отсутствие общения или конфликты с одноклассниками или невозможность играть с ними на переменах.

10. Появившиеся проблемы с самочувствием и поведением – а это уже сигналы «SOS!»:

  • нарушения сна;
  • изменение аппетита;
  • сверхчувствительность, неадекватные страхи, тревожность, плаксивость, раздражительность;
  • чрезмерная подвижность, возбудимость или, наоборот, желание ребенка долго лежать после школы (вялость, постоянная усталость);
  • частые головные боли или беспричинные боли в животе, тошнота и рвота, особенно утром перед школой, поносы или запоры, обострившиеся кожные проблемы и др. нарушения здоровья;
  • энурез (недержание мочи), тики, запоры, поносы, дрожание пальцев рук, сосание пальцев, обгрызание ногтей;
  • сосание пальцев, обгрызание ногтей, заусенцев, кусание и облизывание губ, ковыряние в носу, многократное повторение каких-либо действий (теребит волосы, расчесывает кожу, постоянно дотрагивается до половых органов, задерживает там руку и т. д);
  • быстрые подергивания (тики) лица, плеч, рук и т. п., дрожание;
  • пальцев рук и прерывистый почерк.

Одновременное наличие хотя бы трех пунктов говорит о серьезном риске срыва адаптации, да и один уже должен насторожить. Если есть подобные проявления, особенно несколько сразу, то тут уже не просто надо регулировать режим дня, общую нагрузку и общий эмоциональный фон дома и в школе, а требуются консультации и помощь специалистов.

  1. ПРАКТИКУМ «ШКОЛА ОБЩЕНИЯ».

А сейчас я предлагаю вам закрепить полученные знания на практике и выполнить несколько упражнений.

Упражнение «Незаконченные предложения».

Родители получают бланки с незаконченными предложениями и заполняют их.

Мои школьные воспоминания – это …

В классе я всегда чувствовал себя …

Мой классный руководитель относился ко мне …

Мои школьные результаты меня …

Я расстраивался, если …

Я радовался, если …

Самое яркое событие в моей школьной жизни – это …

Мне бы не хотелось, чтобы мой ребенок в школе пережил …

Если родитель вспоминает негативные моменты из школьной жизни, то можно с уверенностью сказать, что невольно он будет искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка, и наоборот, родитель с позитивными воспоминаниями сформирует положительное отношение к школе.

Упражнение «100 способов похвалы».

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребёнка. Часто, хваля ребёнка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дёгтя в бочку мёда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы ты ещё так же радовал меня по чтению…». Но, даже хваля ребёнка за выполнение какого-либо задания, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы.

Родители высказывают свои варианты. Вниманию участников семинара предлагаются разнообразные способы похвалы.

  1. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

В конце семинара родители получают рекомендации психолога по оказанию помощи в адаптации детей к школе.

Советы психолога родителям первоклассников:

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями). Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

12. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

13. Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

14. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

15. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

16. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

Родители высказывают своё впечатление о работе на семинаре, пожелания: что полезного узнали, какие рекомендации оказались наиболее ценными, понравилась ли форма общения и т.п.

 

Литература:

  1. Александровская, Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э. Александровская, И. Куренкова // Журнал прикладной психологии. – 2000. – № 6.
  2. Венгер Л.А.Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., 1994.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребёнка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.,2004.
  4. Выготский Л. С.Кризис 7 лет// Собр. соч. т.4,- М.: 1984.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина – М., 1993
  6. Кравцова Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова – М., 1991.
  7. Новикова Л.М. Настольная книга школьного психолога/ Л.М. Новикова. – М., 2009.
  8. Семинар-практикум для родителей первоклассников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dsosinka.ucoz.com / – Дата доступа: 04.04.20212.
  9. Тренинг для родителей первоклассников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/ – Дата доступа: 10.04.20212.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительский университет: Режим дня школьника

 

Дата проведения: 13.11.2023

Класс: 1 «Б»

Классный руководитель: Шупа Е. М.

Цель: повышение уровня родительской компетентности в сфере формирования режима дня для первоклассников.

     Задачи:

  1. подчеркнуть важность соблюдения режима дня для первоклассников;
  2. рассмотреть правила организации режимных моментов;
  3. способствовать развитию необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня и соблюдения правил гигиены;
  4. создать доброжелательную атмосферу, установить с родителями эмоциональный контакт.

Форма проведения: семинар-практикум

Материалы и оборудование: бумага для записей

План проведения

  1. Приветствие (создание доброжелательной атмосферы, мотивирование).
  2. Актуализация темы

- Уважаемые родители, всех вас сейчас волнует вопрос о том, как чувствует себя ребенок в школе, хорошо ли он развит, чтобы справляться со школьной нагрузкой и усваивать новый материал? Как помочь ребенку справляться с трудностями? И как вы можете помочь своим детям в преодолении трудностей?

Наше занятие я хочу начать словами Демокрита: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы. Если принять уровень здоровья за 100%, то 20% здоровья зависит от наследственных факторов, 20% от факторов внешней среды, 10% от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Школа, ребёнок, семья…Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека. Здоровье ребёнка во многом зависит от выполнения режима дня. Тема нашего занятия «Режим дня первоклассника» важна и актуальна. Режим дня – это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека.

От того, как строится наш день, как сочетаются работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Организм человека называют системой, насквозь пронизанной ритмами.

Дирижер этой системы – суточный ритм. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни положительно влияют на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение. Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций.

Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на занятия, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы.

 

Игра-ассоциация «Режим дня – это…»

Участникам предлагается назвать первые ассоциации на слова «режим дня». Родители записывают ассоциации и приклеивают их на доску. Учитель обращает внимание участников на стикеры и предлагает проанализировать собранный материал. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о режиме дня. Они определяются опытом школьного обучения и адаптации к школе.

 

Мини-лекция.

Говорят, начинать всегда трудно. Однако все знают о том, что многое в нашей жизни зависит от доброго начала. Помните об этом, взрослые, и никогда не произносите слова: «Да ведь это только первый класс!». Среди множества чувств, наполняющих родителей, когда они впервые провожают своих детей в школу, два оказываются самыми сильными –

радость и тревога. Радость, что малыши выросли, и их ждет много неизведанного и увлекательного. Тревога – как будут они справляться с учебными заботами, не станут ли отстающими, как сложатся их взаимоотношения с окружающими.

Быстро проходит праздничная сентябрьская атмосфера, начинаются школьные будни и для тревог появляются реальные основания. Ребенка словно подменили.

Взволнованные мамы, а изредка даже папы, торопятся поделиться с учителем своими переживаниями. О чем они говорят? О том, что до школы у них был прекрасный ребенок, общительный, добрый, послушный, старательный. Воспитательницы детского сада его постоянно хвалили и до сих пор вспоминают с удовольствием. А теперь все изменилось, малыша просто не узнать! Приходится заставлять, силой усаживать за стол. И вот тут-то начинается форменный кошмар: вертится, грызет ручку (все в доме перепортил), постоянно вскакивает – то к окну подбежит, то на кухню пить помчится или вдруг с кошкой играть начнет. Пишет кое-как, а переделывать наотрез отказывается, сидит и чиркает что-то на бумажке. Что случилось с ребёнком?

НИЧЕГО НОВОГО... РЕЖИМ!

Некоторые родители могут скептически заметить: «Подумаешь, режим! Так ли это важно – соблюдать его?». Да! Двух мнений здесь быть не может. В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. Попробую убедить вас в этом.

Упражнение «Обсуждение в группах».

Давайте попробуем выяснить возможные причины ухудшения состояния здоровья школьников. Для этого вам нужно разделиться на группы. Перед вами лежат различные геометрические фигуры, выберете понравившуюся вам фигуру.

(Родители объединяются в четыре группы по цвету: желтые, красные, синие, зеленые. Желтые и синие выясняют «школьные» причины ухудшения здоровья, а красные и зеленые – «домашние» причины).

Например:

«Школьные»

«Домашние»

большая нагрузка, компьютер, отсутствие горячего питания, телевизор, гиподинамия, отсутствие прогулок …

(после 5 мин. обсуждения, группы называют возможные причины,

результаты объединяются и записываются на доске).

Работа в группах «Составляем режим дня» (на обсуждение 7- 10 минут).

Каждая группа составляет примерный режим первоклассников. Затем представляет это наглядно.

Предлагается памятка «Примерный режим дня»

- Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрому центральной нервной системы детей, работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости

Обсуждение в группах: - Из чего складывается режим дня?

- Основные элементы режима дня школьника.

Вывод: Ребенок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется, не пребывает в ситуации спешки и постоянного «не успел».

Каждый родитель знает, почему нужен режим дня, и все же не в каждой семье он соблюдается. Мы все время делаем себе поблажки: вот пройдет праздник... сегодня воскресенье... ребенок недавно болел... у нас сегодня гости... и т. д. Приучение ребенка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств, весьма важная родительская обязанность.

-  Наше занятие я хочу закончить словами Ларисы Терещенко:

Вы спросите у меня:

«Что такое режим дня?»

Коль режим – порядок значит.

День, в какое время начат?

Вот по списку каждый день

Делать все тебе не лень,

Успевай, здоровье множа,

Пусть режим тебе поможет.

Рефлексия «Сегодня я...»

Участники пишут на стикерах о том, что было полезно и особенно важно для них на занятии.

Список использованных источников:

  1. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг/ Н.В. Клюева. – Ярославль, 2002
  2. Козлова Г.Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки/ Г.Н. Козлова, Е.В. Любезнова, Е.Н. Нецветайлова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009
  3. Безруких, М.М., Ефимова, С.П. Как помочь хорошо учиться/ М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.,2003.

Родительский университет: Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка

 

Дата проведения: 19.01.2024

Класс: 1 «Б»

Классный руководитель: Шупа Е. М.

Цель: определение места и значения семейных традиций в жизни ребенка     Задачи:

  1. Формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению во внеурочную досуговую деятельность;
  2. Обобщить и распространить положительный опыт воспитания, с помощью традиций;
  3. Актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития ребёнка.

Форма проведения: круглый стол

Материалы и оборудование: выставка книг, посвящённая воспитанию ребёнка в семье; ПК

План проведения

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. До наших дней дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки:  

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Семья – ключ к счастью.

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никто другой.  

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются такие же привычки, как у взрослых. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители. По сути дела, именно сильно развитая способность подражать чужим действиям учит их, как поступать в той или иной ситуации. Они воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример.

Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить. Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение. Они воспитываются не только родителями, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Для ребёнка очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность.      Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку, развивают положительные эмоции: чувство радости, удовлетворения, но самое главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи. Самым ярким элементом семейного воспитания являются семейные традиции.

Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.  Они сближают всех родных, делают семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

  Семейные, традиции и обычаи:

позволяют ребёнку ощущать стабильность жизненного уклада: «при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено;

дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищённости;

настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда «каждый день – праздник»;

создают неповторимое детское воспоминание, о котором  ваш  ребёнок будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

позволяют ощутить гордость за себя.

Именно о таких мелочах, которые принято называть семейными обычаями, традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимают плечами и уверенно отвечают, что таковых просто нет.

Семейные традиции в каждой семье есть. Таких традиций множество – нужно прост на жизнь семьи внимательней взглянуть и привычные дела назвать громкими словами.

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились вам в детстве, которые были окрашены яркими красками разных впечатляющих мелочей. Есть традиции по временам года. Каждую весну участвовать в Дне Земли – убирать в лесу мусор, вешать скворечники для птиц. А после этого уже в чистый лес идти птичек слушать. Осенью делать кормушки. Зимой в эти кормушки класть угощение. Перед Новым годом – аж за месяц! – писать Деду Морозу письмо с просьбами и «обещаниями».

В одной семье это могут быть вечерние беседы с родителями, бабушками и дедушками об их жизни, о том, как жила страна в те годы, когда они были молодыми. Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.

Торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся праздничный сервиз.

Это может быть традиция сажать деревце, или под Новый год украсить живую ёлку. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной, и составление семейных альбомов.

Ритуал встречи и проводов друг друга на работу и в школу, когда все присутствующие дома говорят тебе добрые слова напутствия; это и заботливое отношение друг к другу, когда кто-то приходит домой позже всех, то его на столе ждет разогретый ужин; это и умение считаться с желанием каждого: не включать музыку или телевизор, если кто-то готовит уроки или отдыхает.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь интереснее. И детство ваших детей намного богаче.

Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного беспристрастного анализа своих поступков.

Семья передаёт из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Новый год, 8 марта, Рождество, 23 февраля, Пасха, День Победы и т.д.) – это праздники общенародные, и в каждой семье они стали традицией. Но вам в эту традицию можно внести что-то свое, что запомнится вашим детям на всю жизнь.

Новый год – самый любимый праздник. Это праздник надежд. Его встречает каждая семья. Можно украсить елку вместе с детьми, можно украшать, когда дети спят, чтобы сделать им сюрприз, а можно выехать всей семьей в лес и украсить лесную красавицу угощениями для птиц и зверей. В преддверии Нового года можно завести традицию лепить всей семьей снежную бабу – символ зимы.

На масленицу найти возможность покатать детей на санях, сжечь вместе с ними ненужные вещи, чтобы старое и ненужное все ушло, хорошо бы научить их печь блины.

День Победы – в этот день хорошо бы ввести традицию приходить с детьми к памятнику павшим в годы Великой Отечественной войны и возлагать цветы, можно почитать детям рассказы о том, как воевали наши солдаты, посмотреть вместе с ребенком фотографии, поговорить о родных, которые воевали, вспомнить их, если они живы – обязательно поздравить.

23 февраля, 8 марта – обычно в этот день принято дарить подарки.

Дарение подарков – это торжественный момент и его нужно продлить, сделать запоминающимся.

Кроме общенародных праздников в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции: проводы в армию, свадьбы, получение паспорта, день рождения. 

День рождения для ребенка – это событие в детской жизни.

  1. Можно с ребенком приготовить пригласительные (сделать аппликацию, нарисовать), можно приготовить пригласительные в стихотворной форме (стихи придумать самим).
  2. Продумать, как украсить квартиру (это создаст праздничное настроение).
  3. Продумать сценарий дня рождения:
  4. Можно с ребенком нарисовать и повесить праздничную газету. В центре которой – именинник, а вокруг изобразить предполагаемых гостей в юмористическом виде и оставить место для пожеланий.

         Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же, как и мы будут отдыхать наши дети.

Независимо от того, стараетесь вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребёнка на всю жизнь. И главное в детстве, чтобы оно у ребёнка было.

И ещё, семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. К словосочетанию «работа по дому» обычно негативное отношение, но его можно сделать так же позитивной семейной традицией, которая учит ответственности. Во многих случаях дети не против помочь – в такие моменты они чувствуют себя особенными и способными.

Перечислю традиции, которые показывают детям, что даже тяжелая работа может быть веселой, и они учатся ответственности с самого раннего возраста:

  1. Поручения. Например, каждому из членов семьи назначается своя задача, когда накрывают на стол: кто-то убирает со стола, кто-то раскладывает салфетки, кто-то кладет столовые приборы, а кто-то зажигает свечи. Это можно делать под вашу личную (или семейную) музыкальную подборку.
  2. Повторяющаяся работа по дому. Например, таблица с делами на доске в кухне, которая меняется каждое воскресенье. Или дела для каждого члена семьи на неделю можно написать на палочках от мороженого и разместить их напротив имени каждого члена семьи.
  3. Выделенное время для работы по дому. Назначьте определенное время каждую неделю (обычно суббота или воскресенье), когда вся семья собирается и устраивает уборку. Можно включать громкую музыку, болтать, смеяться, танцевать, но работа по дому должна быть сделана.
  4. Совместные проекты. Совместная работа над чем-то — это всегда весело, чистите ли вы картошку, красите стену или собираете кроватку для прибавления в семье.

Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми! О быте и традициях наших предков очень интересно рассказывается в книге «Домострой». В ней собран опыт предков, которые жили несколько веков назад. Возможны различные точки зрения при прочтении этой книги, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического документа. В этой книге содержатся советы, необходимые нам сегодня (как создать семью, как вырастить и воспитать детей, правильно построить взаимоотношения с ними, поднимаются наболевшие вопросы: распад семьи, трудности взаимоотношений между супругами, родителями и детьми).

Не забудьте только три главных правила:

повторяющееся событие для ребёнка должно быть ярким, позитивным, запоминающимся;

традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка

Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее.  Кроме традиций вместе проводить праздники, вместе отдыхать, в вашей семье могут присутствовать и повседневные традиции. Ведь их можно не только соблюдать, но и создавать.  Традицией вашей семьи могут стать «Конверты любви».   Эта игра поможет рассказать друг другу о том, как вы важны друг для друга, как вы друг друга любите – именно то, что так редко получается сделать словами. А как важно это знать! «Конверты любви» можно повесить на холодильник, на каждом написать имя владельца и поместить его портрет. В конверт можно положить записку друг другу, забавные открыточки. Младшим иногда можно положить конфетку. Дети могут рисовать взрослым рисунки. И все это можно делать тогда, когда вам хочется друг другу что-то сказать, поддержать кого-то из членов семьи или просто побаловать. Детей можно хвалить за достижения, рассказывать им о их хороших качествах, о том, как вы их любите. Если интерес к процессу немного ослабевает, можно конверты на некоторое время убрать, а потом вернуть вновь. Эта традиция поможет вам стать друг другу ближе. Очень важно, чтобы ребенок был активным участником семейных традиций, а не наблюдателем, чтобы он вместе со всеми готовился и проживал эту традицию, только тогда она станет и для него и его будущей семьи традицией.

Вопросы для обсуждения:

1.Что вы понимаете под семейными ценностями?

2 Важны ли для вас семейные ценности?

  1. Есть ли у Вас семейные реликвии? (Если да, назовите их).
  2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Рассматриваете ли вы давние фотографии вместе со своими детьми?
  3. Есть ли семейные привычки (собираться вместе всей семьей, совместные обеды, ужины).
  4. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
  5. Знаете ли Вы своих предков (бабушек, дедушек, других родственников)? Рассказываете ли вы своим детям об их предках?
  6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого? Знают ли дети об этом?
  7. Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?
  8. Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

11.Какие традиции живут в вашем доме? Каково их значение для ребёнка?

12.Какие семейные традиции способствуют воспитанию трудолюбия?

Подведение итогов

В наших с вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Рефлексия: приём «Цветик-семицветик».

- Семья – значит семь «Я». Давайте составим с вами «цветик-семицветик» из лепестков, на которых записаны семь важных семейных ценностей. Сердцевина цветка - «я» (каждый имеет право быть желанным и счастливым в семье), вокруг лепестки с названием тех семейных ценностей, которые важны для вас: доброта, верность, взаимопонимание, уважение, любовь, отзывчивость, поддержка.

– Дорогие родители! Огромное вам спасибо за активное участие. И помните основной секрет семейной жизни: «Дарить друг другу радость!»

Список используемых источников:

1.Авсиевич М. Л., Мельник Л.И. «На встречу друг другу», Минск, 1992 г., изд. «Народная асвета»

  1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова// Педагогика, 1999 - № 4. С. -78 - 80
  2. Журнал «Обруч» №4/07г; №6/2003г.
  3. Журнал «Игра и дети» №4/2006г.; №1/06г., №4/06г., №6/2004г.
  4. Захарова Л.Я. «Дитя в очереди за лаской», М,1999 г., с. 56
  5. Крысько В.А. «Педагогика и психология», М, 2004 г., изд. «Дрофа»
  6. Словарь русского языка С.И. Ожегова.
  7. Юревич С.Н., Москвитина Е.П. Семейные ценности и традиции// Международный студенческий научный вестник.–2015.–№5-3.;

Использованные  Интернет-ресурсы:

  1. http://www.psychogenetic.ru/science/55597e42/-Психологический
  2. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22485/
  3. http://www.2mm.ru/dosug/253
  4. http://www.ongeo.ru/article/istoria-semyi/

Родительский университет Положительные эмоции в жизни школьника

 

Дата проведения: 30.04.2024

Класс: 1 «Б»

Классный руководитель: Шупа Е. М.

Цель: формирование эмоциональной культуры законных представителей учащихся как составной части психолого-педагогической компетентности Задачи:

создать условия для развития психолого-педагогической компетентности законных представителей несовершеннолетних в вопросах влияния эмоций на жизнь человека;

расширить представление родителей (законных представителей) об особенностях эмоциональной сферы младших школьников, о роли положительных эмоций в развитии ребёнка, успешности в обучении;

содействовать развитию коммуникативных навыков при общении с детьми;

способствовать приобретению родителями (законными представителями) практических знаний по развитию эмоций у учащихся.

 

Форма проведения: час общения

 

План проведения

 

  1. Вступительное слово учителя

Эмоциональное воспитание ребёнка, бесспорно, прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребёнка. Они "окрашивают" его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них отражается представление ребёнка об окружающем мире. Для развития у ребёнка позитивного образа "Я" значимыми являются чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Поддерживать достоинства ребёнка, укреплять его хорошее мнение о себе - задача семьи. Это удаётся сделать в тех семьях, где ребёнка включают в различные виды деятельности, помогают "расти" в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребёнка к новым "победам". Детство - самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное... Но для некоторых детей оно трудное и, прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребёнок не выбирает свою семью, родителей и очень зависит от малого круга общения, особенно в детстве.

  1. Работа по теме занятия

Закончите, пожалуйста, фразу:

«Счастье – это когда ...» (Предложить родителям закончить фразу.)

(Предполагаемые ответы: тебя понимают; тебя любят; ты любим; когда ты не болеешь; и т.п.)

А что необходимо человеку, маленькому или взрослому, кроме дома, еды  и физической безопасности?

 (Предполагаемые ответы родителей:

человеку нужно, чтобы его любили

человеку нужно, чтобы его понимали и признавали;

чтобы он чувствовал себя необходимым;

чтобы у него был оцененный другими, и, в первую очередь, родными людьми,

чтобы он был успешным;

чтобы он мог реализовать свои возможности;

чтобы он мог осуществить свою мечту;)

Вывод: Необходимо воспитать из маленького человека всесторонне развитую и конкурентно-способную личность.

Как вы думаете, благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? (Ответы родителей.)

Вывод: По-настоящему счастлив тот ребенок, который окружен заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.

В первую очередь, он счастлив от той психологической обстановки, в которой он  находится каждый день, в которой  растет и развивается. А какая эта обстановка? На этот вопрос ответили наши дети. Я провела с ребятами интервью, и предложила ребятам ответить на  вопросы (просмотр видеоролика)

Я огорчаюсь, когда

Я злюсь, когда

Я радуюсь, когда  

Я переживаю, когда

Я возмущаюсь, когда

Я счастлив, когда

Как точно и правильно сказал А.П.Чехов: «Дети святы и чисты. Нельзя их делать игрушкою своего настроения».

Для поведения младшего школьника характерны следующие эмоциональные проявления:

1) эмоциональная окрашенность восприятия, воображения, интеллектуальной и физической деятельности;

2) непосредственность выражения переживаний;

3) эмоциональная неустойчивость, частая смена настроений;

4) склонность к кратковременным и бурным аффектам.

Эмоциогенными факторами для школьников этого возраста являются не только игры и общение, но и успехи или неудачи в учебе, оценки учебной деятельности (учителем, сверстниками, родителями). Собственные эмоции, а также чувства других людей слабо осознаются ими. Мимика других людей воспринимается ими часто неверно, что приводит к неадекватным реакциям при обра­щении к ним окружающих.

Хотя младший школьник интенсивно эмоционально реагирует на значимые для него события, у него постепенно совершенствуется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. В результате этого происходит отрыв экспрессии от переживаемого эмоционального состояния в определенную сторону: ребенок становится способным не проявлять переживаемую эмоцию, а также изображать эмоцию, которую он не переживает в данный момент времени. Развитию данных способностей содействуют общение, обучение, игровая деятельность и накопление эмоционального опыта младшими школьниками, навыков эмоционального саморегулирования.

Приведите, пожалуйста, примеры ситуаций из вашей жизни, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.

Например, вспомните сегодняшний день с самого утра, какие эмоции вы испытывали?

Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей в понимании, признании, любви и т.п.

При общении с детьми не рекомендуется употреблять выражения:

Я сотни раз тебе говорил …

Сколько раз надо повторять…

О чём ты только думаешь…

Неужели тебе трудно запомнить, что…

Ты такой же, как и твой, (твоя) …

Отстань, некогда мне…

А вот Машенька со второго подъезда...

Почему мой ребенок такой...

Рекомендуется употреблять выражения:

Ты у меня такой умный, красивый и т.д.

Как хорошо, что у меня есть ты.

Ты у меня молодец.

Я очень тебя люблю.

Как ты хорошо это сделал, это у тебя хорошо получается

Если бы не ты, я бы с этим сама так быстро не справилась (помощь по дому)

Спасибо тебе за поддержку

А как вы реагировали бы, если ваш ребенок...

Родительский тренинг

Предлагаю вам обсудить ситуации:

  1. Ваш ребенок получил плохую оценку по самостоятельной работе,  хотя  к уроку готовился.
  2. Дома вечером вы  несколько раз напомнили своему ребенку о том, что пришло время  готовиться ко сну, но ребенок не реагирует.
  3. Ваш ребенок не рассказывает вам о своей школьной жизни, о его плохом поведении вы узнаете от его одноклассников.

В родительский дневник.

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

Родителям желательно выполнять следующие простые правила при общении с детьми:

  • Безусловно принимайте своего ребёнка, таким, каким он есть.
  • Внимательно слушайте его, сочувствуйте, сопереживайте.
  • Как можно чаще общайтесь с ним, читайте ему, слушайте его чтение,  играйте с ним.
  • Не помогайте выполнять те задания, которые он может выполнить самостоятельно.
  • Помогайте ему, когда он просит.
  • Поддерживайте и отмечайте его успехи.
  • Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами, обсуждайте детские фильмы, книги, мультфильмы.
  • Разрешайте конфликты мирно.
  • Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть сформулированы корректно и мягко.
  • Станьте для своего ребёнка примером для подражания, в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  • Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
  • Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям.

  • Перед уходом в школу ребенка обнять и поцеловать.
  • Придя из школы ребенок хочет, чтобы выслушали его рассказ о школьной жизни, услышать мнение родителей и совет.
  • Все дети очень любят посидеть при свечах рядом с мамой и папой.
  • На ночь быть заботливо укрытым.

Ребенку необходимо, чтобы его любили, и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является «старшим».

Для ребенка такая радость за другого — пока еще редкое явление, но уже в младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся сопереживать другим.

Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные — ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

Подведение итогов

Уважаемые родители! Мы делаем все для создания положительных эмоций у учащихся: проводим много интересных внеклассных мероприятий по предметам, весёлых развлекательных праздников, поощряем за любой, даже самый незначительный, успех, но не следует забывать, что главную роль в жизни ребёнка имеет семья. Ведь не зря говорится: "Счастлив тот, кто счастлив дома". Всего вам доброго! До новых встреч!

Список использованных источников

 

1. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 57–65.

2. Батурина, И.Г. Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей и подростков: методические материалы / И.Г. Батурина.  – Витебск: ГУДОВ «ВОИРО», 2020. – 38 с.

3. Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. –  Минск : БГПУ, 2019. – 160 с.

4. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. – 292 с.

5. Эмоции. Эмоциональное состояние [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/kak-razvit-emotsionalnyy-intellekt-sovety-roditelyam-i-pedagogam/. – Дата доступа: 09.04.2023.

 

Рекомендуем прочитать

Sertifikat2020 2025

 

Licens

Maps marshrut1