Как ребенок становится школьником. Трудности адаптации.
Цели:
- создать условия для организации взаимодействия родителей и педагогов;
- познакомить родителей с особенностями адаптации ребенка к школе;
- дать практические рекомендации по предупреждению трудностей
- адаптационного периода при общении с первоклассниками.
Задачи:
- проанализировать своё отношение к этой проблеме;
- предложить практические советы по адаптации первоклассников;
- научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.
Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.
Ход занятия
- Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые родители. Прежде чем начать наше занятие, мне хотелось бы узнать, чего Вы ждете от сегодняшнего занятия. Для этого я буду давать Вам карточки с буквами, а Вам на это слово нужно придумать слово, которое сможет отразить ваши ожидания. А потом Вы должны прикрепить это слово к доске.
(МОЙ РЕБЁНОК - ШКОЛЬНИК)
Я надеюсь, что Ваши ожидания оправдаются, и Вы унесете с собой много полезной информации.
- Объявление темы и целей занятия
А теперь посмотрите на доску и прочитайте, что у нас получилось. Да это тема наших общих занятий. Мы будем узнавать, что же происходит с нашими детьми, когда они ставятся школьниками. А в нашей ситуации дошкольники становятся школьниками. Этот процесс очень сложный, поэтому сегодня мы поговорим о том, как сделать, чтобы процесс адаптации прошел хорошо без трудностей.
Тема нашего первого занятия звучит так: Как ребенок становится школьником. Трудности адаптации.
Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые
оставил первый школьный день в душе ребёнка, как его поздравляли члены семьи, в честь
того, что он стал школьником. (Приложение 1.)
- Родительский практикум в виде игры «Радуга чувств»
- На доске радуга, каждая дуга которой выражает самые разнообразные чувства, которые
- может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в
- Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили
- всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.
- (Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации).
На доске радуга, каждая дуга которой отражает чувства человека. Когда Ваш ребенок приходит в школу в Вашей душе в душах детей появляются точно такие же радуги с различными цветами. Чтобы цвета были светлыми и полны положительных эмоций школа и семья должны работать вместе и выполнять определенные законы. Здесь зашифрованы эти законы. Попробуйте их назвать. Это законы семьи, которые применяют и педагоги в своей работе.
(ЗАКОНЫ СЕМЬИ = ЕД.ТР. + ЗНАЧ. ПОХВ. + ТР. УЧ. + РАЗД. БЛАГ.)
На доске радуга, каждая дуга которой выражает самые разнообразные чувства, которые
может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в
Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили
всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.
(Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации).
3.1. Обсуждение вопроса посредством фронтальной беседы
Уважаемые родители! Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры,
разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это наши
дети.
Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся
постигать формулу родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед
вами, рассмотрите их: одна сторона его чиста, а вторая заполнена. На заполненной
страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что я, как педагог,
увидела в вашем сыне или дочери за это время, на что хочу обратить ваше внимание.
Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они
остаются для индивидуального общения с вами. Это станет нашим с вами законом
общения, нашей традицией родительских собраний.
Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте
их.
Закон семьи =______+______+_______+________
ед.тр. зн. похв. тр.уч. разд.благ.
- У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?
I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
II закон. Закон значимости похвалы для ребенка.
III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если в семье выполняются эти законы, если родители едины в своих требованиях, то и дети состоятся как личности. Вспомните себя в детстве.
(Высказывания родителей)
Обобщение. Да, Вы увидели, что современный ребенок совсем другой, да и школа совсем другая. Поэтому Вы должны помнить некоторые особенности наших детей и учитывать их при адаптации своего ребенка.
4. Работа по основной теме
Мы с Вами остановимся на следующих особенностях.
- Физиологические
взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего
ребенка, значит ребенок состоится, как человек, как личность.
Вспомните все себя в возрасте ваших детей, вспомните школу, в которой вы учились и
скажите, изменился ли современный ребёнок-первоклассник, по сравнению с ребёнком
вашего детства? Изменилась ли школа?
(Высказывания родителей, обсуждение).
Обобщим сказанное: «Да, современный р
Для детей старшего дошкольного возраста характерны физиологические изменения, которые обусловлены взрослением. Рост увеличивается, в среднем он достигает 120–125 см, вес, согласно данным ВОЗ, 21–25 кг. Малыш становится старше, но нервные процессы ещё не до конца созрели, из-за этого пока нередки капризы и излишняя обидчивость.
Развиваются дыхательная и сердечная системы. В этом возрасте для гармоничного развития ребёнка нужны занятия спортом, подвижные игры. Заметили, что малыш замкнут, отказывается от общения с друзьями, жалуется на плохой сон и аппетит? Не оставляйте это без внимания. Конечно, эти симптомы не всегда является показателем заболевания, однако профилактический визит к врачу, психологу, логопеду поможет не упустить серьёзных проблем со здоровьем.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Инструкция: упражнение выполняется в родительских парах, где один из участников исполняет роль «поводыря», а другой – «слепого» (пары образуются по симпатиям). «Слепой» закрывает глаза, становится за спиной «поводыря» и кладет ему на плечо вытянутую руку. «Поводырь» водит «слепого», следя за тем, чтобы провести его наиболее комфортным способом. Задача «слепого» – быть внимательным к действиям «поводыря». Затем «поводырь» должен посадить «слепого» на стул и выбрать себе другого «слепого» (незнакомого для него родителя), которого он тоже должен провести по классу.
Обсуждение
Учитель обсуждает с родителями – «слепыми» их самочувствие во время проведения первого и второго этапа проведения этой игры. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно «слепому», если «нет», то почему?
Вывод: первоклассник как слепой котенок, ему уютнее и комфортнее со знакомым, любящим его человеком. И задача родителя: помочь ребёнку подружиться и, возможно, полюбить учителя.
Рекомендации родителям:
Для первоклассников особенно важно:
- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник). Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе;
- простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности;
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь;
- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
- развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу;
- развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Подведение итогов.
Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Не забывайте о том, что ребёнку трудно осваивать совершенно новую деятельность, поэтому он имеет право на ошибки.
Слово-эстафета.
Родители должны продолжить начатое ведущим предложение: “Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”, при этом будут передавать мяч.