По вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства, Вы можете позвонить:
8(01563)62757 - Нечай Марина Михайловна - директор государственного учреждения образования "Средняя школа №1 г. Дятлово"
8(01563)63137 - Максимчик Наталия Ивановна - заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования "Средняя школа №1 г. Дятлово"
8(01563)63137 - Микульская Елена Анатольевна - инспектор по кадрам государственного учреждения образования "Средняя школа №1 г. Дятлово"
8(01563)69356 – Лошковская Марина Евгеньевна, начальник отдела образования Дятловского райисполкома
8(01563)68170 – Умовская Татьяна Александровна, заместитель начальника отдела образования Дятловского райисполкома
Положение об урегулировании конфликта интересов между работниками и государственным учреждением образования «Средняя школа №1 г.Дятлово»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение (далее – Положение) разработано на основании Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. №305-З «О борьбе с коррупцией» и определяет порядок урегулирования конфликта интересов между работниками и государственным учреждением образования «Средняя школа №1 г.Дятлово» (далее – учреждением образования), в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.
2. Действия настоящего Положения распространяется на всех лиц, являющихся работниками учреждения образования, находящихся в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, а также на физических лиц, сотрудничающих с учреждением образования на основе гражданско-правовых договоров.
3. Под конфликтом интересов в настоящем Положении понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами, и законными интересами учреждения образования.
4. Под личной заинтересованностью работника понимается заинтересованность работника, связанная с возможностью получения им при исполнении своих трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
5. В основу работы по управлению конфликтом интересов в учреждении образования положены следующие принципы:
обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
индивидуальное рассмотрение, урегулирование и оценка репутационных и иных рисков для учреждения образования при выявлении каждого конфликта интересов;
конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
соблюдение баланса интересов учреждения образования и работника при урегулировании конфликта интересов;
защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) учреждением образования.
ГЛАВА 2
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
6. Целью профилактики конфликтов является создание условий деятельности для работников учреждения образования, которые минимизируют вероятность возникновения и (или) развития конфликтов интересов.
7. В целях профилактики конфликта интересов между работниками и учреждением образования предусматриваются следующие мероприятия:
совершенствование организационно-кадровой структуры учреждения образования (его обособленных и структурных подразделений) в целях исключения совместной работы лиц, состоящих в браке или находящихся в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если данная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из этих лиц другому;
уточнение и оптимизация трудовых обязанностей работников учреждения образования;
установление эффективной системы контроля за исполнением работниками учреждения образования своих трудовых обязанностей, соблюдением предусмотренных законодательством запретов и ограничений;
проведение учреждением образования просветительской и идеологической работы, направленной на распространение знаний о конфликтах интересов, причинах их возникновения, порядке их предотвращения и урегулирования;
8. С целью профилактики конфликта интересов работники учреждения образования не вправе:
оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности с использованием служебного положения;
выполнять иные оплачиваемые работы, не связанные с исполнением своих трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности), если иное не установлено законодательством;
участвовать лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением трудовых обязанностей;
использовать в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информацию, содержащую сведения, составляющие охраняемую законом тайну, полученную при исполнении своих трудовых обязанностей;
использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество учреждения образования.
9. Работники обязаны руководствоваться интересами учреждения образования без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей, а также избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЯ О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ И ПРОВЕРКА ПОСТУПИВШЕЙ ИНФОРМАЦИИ О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ
10. Обязанности по предотвращению и урегулированию конкретных конфликтов интересов возлагаются на работников – участников конфликтов, руководителей структурных подразделений, работников отдела кадров, комиссию по противодействию коррупции.
11. Сведения о конфликтах интересов с участием конкретных работников учреждения образования могут быть получены:
от самих работников, руководителей их структурных подразделений;
из обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации;
в результате совместного анализа имеющихся сведений о личных интересах работников учреждения образования и выполняемых им трудовых обязанностях;
из других источников.
12. Координацию деятельности по выявлению конфликтов интересов осуществляет директор учреждения образования.
13. Работники самостоятельно устанавливают наличие признаков реального или потенциального конфликта интересов и незамедлительно докладной запиской уведомляют своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого находятся о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов.
14. Руководители структурных подразделений при выявлении признаков реального или потенциального конфликта интересов незамедлительно уведомляют директора учреждения образования о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов докладной запиской, в которой подробно указывается суть конфликта интересов, причина и время его возникновения, отношение работника к возникновению конфликта интересов (субъективные и объективные факторы), значимость конфликта интересов.
15. Непосредственный руководитель работника при получении докладной записки о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов доводит докладной запиской до сведения директора учреждения образования о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов, к докладной записке приобщает докладную записку работника учреждения образования и дополнительные материалы, характеризующие суть конфликта интересов.
16. Директор учреждения образования при получении материалов о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов принимает незамедлительное решение о его предотвращении (урегулировании), либо при необходимости организует проведение дополнительной проверки.
Дополнительная проверка проводится уполномоченным лицом или комиссионно в трехдневный срок от момента получения материалов.
17. Учреждение образования берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведения и урегулирования конфликта интересов.
18. По результатам проверки поступившей информации выносится решение является или не является возникшая (способная возникнуть) ситуация конфликтом интересов.
Ситуация, не являющаяся конфликтом интересов, не нуждается в специальных способах урегулирования.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
19. Окончательное решение о порядке предотвращения или урегулирования конфликта интересов принимает руководитель учреждения образования.
20. В случае если конфликт интересов имеет место, то могут быть использованы следующие способы его урегулирования:
вручение работнику письменных рекомендаций о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
отстранение работника от совершения действий по работе, вызывающих или способных вызвать у него конфликт интересов (исключение работника из состава комиссии или рабочей группы; запрет работнику принимать участие в голосовании при сохранении права на участие в обсуждении; ограничение доступа к определенным сведениям на период урегулирования конфликта интересов и иные);
перевод работника в порядке, установленном законодательством, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать конфликт интересов, на другую равнозначную должность;
пересмотр и изменение трудовых обязанностей работника;
передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;
отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами учреждения образования;
увольнение по соглашению сторон, если конфликт интересов носит постоянный и неустранимый характер;
использование иных способов разрешения конфликта.
21. При принятии решения о выборе конкретного способа урегулирования конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что личный интерес будет реализован в ущерб интересам учреждения образования.
22. В случае отказа работника от принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов директор учреждения образования принимает решение в соответствии с законодательством.
План мероприятий государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Дятлово» по реализации Директивы Президента Республики Беларусь №1 от 11.03.2004 г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Декрета №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»
№п/п |
Название мероприятий |
Дата |
Ответственные |
1. |
Организация и проведение мониторинга соблюдения служебной (трудовой) дисциплины, обеспечение применения в организациях требований в отношении учета и контроля соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, пропускного режима, обеспечения информационной безопасности и использования телефонной сети общего пользования |
Постоянно, но не реже одного раза в квартал |
Нечай М.М., Максимчик Н.И., Глушкевич А.Е., |
2. |
Внесение в должностные обязанности соответствующих должностных лиц вопросов периодического контроля соблюдения служебной (трудовой) дисциплины |
При назначении ответственных должностных лиц |
Бубновская А.А. |
Подпункт 1.1 пункта 1 Директивы |
|||
3. |
Обеспечение на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда |
Постоянно |
Нечай М.М., Максимчик Н.И., Глушкевич А.Е. |
4. |
Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний, работников по вопросам охраны труда, пожарной и радиационной безопасности |
По мере необходимости |
Нечай М.М., Максимчик Н.И., Глушкевич А.Е., Синяк А.А., Бубновская А.А. |
5. |
Организация своевременного прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителями и членами комиссий организаций в комиссии отдела образования |
В течение года |
Нечай М.М., |
6. |
Недопущение к работе, отстранение от работы в соответствующий день (смену) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы; не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда; не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда; не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. |
По мере необходимости |
Максимчик Н.И., Глушкевич А.Е., Бубновская А.А. |
7. |
Обеспечение режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором |
Постоянно |
Нечай М.М., Максимчик Н.И., Глушкевич А.Е., Бубновская А.А. |
8. |
Предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами |
Постоянно |
Глушкевич А.Е. |
9. |
Разработка и принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, пожарной и радиационной безопасности |
По мере необходимости |
Нечай М.М., |
10. |
Обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
Постоянно |
Нечай М.М., Бубновская А.А. |
11. |
Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, разработка и реализация мер по их профилактике и предупреждению |
По мере необходимости |
Нечай М.М., Максимчик Н.И. |
Подпункт 1.2 пункта 1 Директивы |
|||
12. |
Проведение обязательных медицинских осмотров работников |
В соответствии с графиком |
Нечай М.М., Бубновская А.А. |
13. |
Привлечение к ответственности должностных лиц за необеспечение своевременного проведения обязательных медицинских осмотров работников или освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения |
при установленном нарушении |
Нечай М.М., |
Подпункт 1.4 пункта 1 Директивы |
|||
14. |
Привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения) за: появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы; нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников |
При установлении нарушения |
Глушкевич А.Е., Максимчик Н.И. |
15. |
Расторжение трудовых договоров (контрактов) с руководителями подразделений за сокрытие фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения |
При установлении нарушения |
Нечай М.М. |
16. |
Обеспечение реализации локальных нормативных актов, положений, предусматривающих лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера за нарушения трудовой дисциплины |
Постоянно |
Нечай М.М. Глушкевич А.Е., Максимчик Н.И. |
17. |
Предупреждение нарушений трудовой дисциплины, проведение разъяснительной работы с работниками об ответственности за нарушение трудовой дисциплины |
Постоянно |
Нечай М.М., Глушкевич А.Е., Максимчик Н.И. |
Подпункт 1.5 пункта 1 Директивы |
|||
18. |
Аттестация рабочих мест по условиям труда, паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда |
Не реже 1 раза в 5 лет |
Нечай М.М., |
19 |
Информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда |
Постоянно |
Нечай М.М., |
Подпункт 1.6 пункта 1 Директивы |
|||
20. |
Исключение случаев допуска работников к работе на оборудовании, имеющем неисправности, либо при отсутствии его испытаний, осмотров, технических освидетельствований |
Постоянно |
Глушкевич А.Е. Максимчик Н.И. |
Подпункт 1.8 пункта 1 Директивы |
|||
21. |
Проведение технического обследования зданий и сооружений с определением объёма работ по созданию безопасных условий работы для учащихся, работников учреждения. |
Не реже 2 раз в год |
Нечай М.М., Глушкевич А.Е. |
Подпункт 1.9 пункта 1 Директивы |
|||
22. |
Реализация (совместно с заинтересованными) мер по обеспечению порядка и общественной безопасности при проведении культурно-зрелищных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований и иных массовых мероприятий |
Постоянно |
Нечай М.М. |
23. |
Проведение мероприятий по защите людей от чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности в организации с привлечением территориальных отделов РОЧС и РОВД |
Ежегодно |
Нечай М.М., Маркевич А.Е. |
Абзац седьмой подпункта 2.1 пункта 2 Директивы |
|||
24. |
Издание приказа отдела образования об организации подвоза обучающихся |
Август |
Нечай М.М. Максимчик Н.И. |
25. |
Обучение лиц, ответственных за сопровождение учащихся в ходе организации подвоза |
При необходимости |
Максимчик Н.И. |
26. |
Осуществление работы по профилактике детского травматизма на дорогах, комиссионное обследование улично-дорожной сети, пешеходных переходов и ограждений, направление ходатайств об обустройстве участков дорог с потенциальным риском дорожно-транспортных происшествий необходимыми средствами безопасности |
Постоянно |
Нечай М.М. Глушкевич А.Е. |
27. |
Проведение единого дня безопасности дорожного движения в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий |
не реже 1 раза в полугодие |
Максимчик Н.И.
Маркевич А.В. |
28. |
Осуществление контроля за открытием-закрытием въездных ворот в целях обеспечения безопасности детей. |
Постоянно |
Глушкевич А.Е. |
29. |
Контроль за обеспечением обучающихся световозвращающими элементами. |
Постоянно |
Нечай М.М., классные руководители, педагоги-организаторы |
Подпункт 2.2 пункта 2 Директивы |
|||
30. |
Предотвращение несанкционированного доступа граждан в подвальные и чердачные помещения |
Глушкевич А.Е. |
|
Подпункт 2.4 пункта 2 Директивы |
|||
31. |
Контроль за качеством преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на I и II ступенях общего среднего образования |
На протяжении учебного года |
Максимчик Н.И., Пацынович О.М. |
32. |
Повышение квалификации педагогических работников, осуществляющих преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как на курсах повышения квалификации, так и через работу методических формирований |
ГрОИРО, |
Максимчик Н.И. |
33. |
Проведение образовательных мероприятий, направленных на применение учащимися и воспитанниками знаний по основам безопасности жизнедеятельности, проведение тематических конкурсов: среди воспитанников детских дошкольных учреждений: «Безопасное детство», среди учащихся: «Спасатели глазами детей», «Я б в спасатели пошел», «Школа безопасности» и др. |
На протяжении учебного года |
Нечай М.М., Педагог социальный |
Пункт 4 Директивы |
|||
34. |
Немедленная безопасная остановка оборудования, приспособления, транспортного средства в случае неисправности и (или) состояния, которое может стать причиной аварии такого оборудования, средств защиты, ухудшения состояния своего здоровья с извещением руководителя или иного уполномоченного должностного лица |
При наступлении таких обстоятельств |
Члены трудового коллектива |
Пункт 6 Директивы |
|||
35. |
Освещение в государственных средствах массовой информации вопросов обеспечения общественной, пожарной, радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, последствий нарушений дисциплины, охраны труда, а также вопросов безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни и вовлечения граждан в занятия физической культурой и спортом, последствий для здоровья табакокурения, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции путем создания тематических рубрик, размещения на сайте отдела и учреждений образования и в средствах массовой информации материалов о ходе выполнения Директивы |
«Настаўнiцкая газета», журнал «Здоровый образ жизни», «Перамога», другие издания |
Максимчик Н.И., Нечай М.М., |
Пункт 8 Директивы |
|||
36. |
Разработка комплекса мер по профилактике выявленных нарушений на основе анализа результатов работы по обеспечению безопасных условий труда, пожарной и радиационной безопасности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, производственно‑технологической дисциплины, общественной безопасности |
До 1апреля |
Нечай М.М., Маркевич А.В.. |
Пункт 11 Директивы |
|||
37. |
Проведение мероприятий, направленных на обучение обучающихся, их законных представителей правилам поведения на воде |
Ежегодно, до 25 мая |
Нечай М.М. |
Пункт 12 Директивы |
|||
38. |
Осуществление общественного контроля за соблюдением дисциплины и обеспечением безопасности деятельности. |
В соответствии с Положением о порядке осуществления общественного контроля |
Нечай М.М., Маркевич А.В. |
Пункт 14 Директивы (в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2015 № 1065 «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1») |
|||
39. |
Организация посещения учащимися в г. Лида образовательного центра, ориентированного на обучение детей основам безопасности жизнедеятельности, оснащенного современным учебным оборудованием и наглядными пособиями, тренажерами с необходимым программным обеспечением |
На протяжении учебного года |
Нечай М.М. |
40. |
Реализация мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе по: приведению схем электроснабжения в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов; выявлению и уборке опасных деревьев и (или) насаждений, угрожающих падением на линии электропередачи, создающих угрозу жизнедеятельности населения |
На протяжении года |
Глушкевич А.Е. |
41. |
Проведение инструктажей о мерах пожарной безопасности с персоналом учреждений образования, практической отработке действий в случае возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций; принятие мер по приведению систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, источников противопожарного водоснабжения, первичных средств пожаротушения в исправное состояние |
По мере необходимости, но не менее 2 раз в год (весной и осенью) |
Нечай М.М., Максимчик Н.И. Глушкевич А.Е. |
Дополнительные мероприятия |
|||
42. |
Обеспечение приведения объектов организаций в соответствие с требованиями технических нормативно правовых актов в области пожарной безопасности |
В течение года |
Глушкевич А.Е. |
43. |
Проведение образовательных мероприятий, информационно-просветительских компаний по формированию психологически здоровой личности несовершеннолетних, предупреждению их дезадаптации, развитию стрессоустойчивости |
В течение года |
Нечай М.М., Педагог социальный Маркевич А.В. |
44. |
Проведение просветительской и воспитательной работы по профилактике правонарушений антиалкогольного законодательства среди работников, учащихся, родителей, общественности. |
Постоянно |
Нечай М.М., Педагог социальный, Маркевич А.В. |
45 |
Актуализация сведений, размещенных на интернет – сайте |
Нечай М.М., Максимчик Н.И. Орсик В.В. Ничипорович А.П. |
|
Мероприятия по осуществлению мониторинга выполнения требований Директивы |
|||
46. |
Изучение и анализ вопроса выполнения дежурными работниками и сторожами требований по охранной деятельности и пропускному режиму. |
Постоянно |
Нечай М.М., Глушкевич А.Е. |
47. |
Рассмотрение на собраниях трудовых коллективов итогов работы по выполнению требований Директивы № 1, Декрета № 5.: - О состоянии трудовой и исполнительской дисциплины, соблюдения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Декрета № 5 от 15.12.2014г. «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» - О выполнении Плана мероприятий учреждения образования по реализации Комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения, по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Декрета №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» за первое полугодие 2022 года. - Об итогах работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Декрета №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» за 9 месяцев 2022 года. - О работе учреждения образования по соблюдению антикоррупционного законодательства. |
По мере необходимости, но не реже одного раза в год Собрание трудового коллектива март 2022 Собрание трудового коллектива, июнь 2022 Собрание трудового коллектива, ноябрь 2022 Собрание трудового коллектива, декабрь 2022 |
Нечай М.М.,
Нечай М.М., Маркевич А.В. Максимчик Н.И.
Глушкевич А.Е.
Нечай М.М., Маркевич А.В. Максимчик Н.И. Бомбер С.Г. Глушкевич А.Е.
Нечай М.М., Максимчик Н.И.
Глушкевич А.Е. Бубновская А.А.
Нечай М.М., Максимчик Н.И. Глушкевич А.Е. |
План работы по соблюдению антикоррупционного законодательства государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Дятлово»
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители |
Срок реализации мероприятия |
|
1. Организационно-правовые мероприятия |
||||
1.1 |
Планирование деятельности по противодействию коррупционным проявлениям |
Нечай М.М., |
Декабрь 2024 года |
|
1.2. |
Рассмотрение вопросов профилактики коррупционных преступлений, исполнение антикоррупционного законодательства на совещаниях при директоре |
Нечай М.М. |
Не реже одного раза в полугодие |
|
1.3. |
Изучение обоснованности распределения учебных часов, часов факультативных занятий и часов организационно-воспитательной работы |
Нечай М.М. Маркевич А.В. |
Август |
|
1.4. |
Проведение анализа локальных нормативных правовых актов на предмет соответствия требований действующего законодательства |
Нечай М.М.. Маркевич А.В. |
В течение года |
|
1.5. |
Анализ совершенных коррупционных правонарушений на основании информации, предоставленной правоохранительными органами, в целях дальнейшего предупреждения возможных правонарушений |
Нечай М.М. |
По мере поступления информации |
|
1.6. |
Анализ результатов приемной кампании, предложений и обращений граждан по вопросам зачисления в учреждение образования |
Нечай М.М. |
В течение года |
|
1.7 |
Осуществлять трудоустройство в учреждении с предупреждением работников о соблюдении ограничений, предусмотренных законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» |
Нечай М.М. Микульская Е.А. |
постоянно |
|
1.8. |
Реализация заявительного принципа «одно окно» |
Микульская Е.А. Максимчик Н.И. |
в течение года |
|
1.9. |
Обеспечение конфиденциальности олимпиадных заданий по учебным предметам |
Максимчик Н.И. Пацынович О.М. |
в течение года |
|
1.10 |
Проведение заместителями директора совещаний с педагогами по вопросам выполнения Правил аттестации учащихся, соблюдения нормативных актов по выдаче свидетельств о базовом образовании, аттестатов о среднем образовании |
Максимчик Н.И. Пацынович О.М. |
в течение года |
|
2. Отчеты, участие в антикоррупционном контроле |
||||
2.1. |
Своевременное предоставление государственными должностными лицами обязательств, установленных ст.17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и ст.23 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», деклараций о доходах и имуществе |
Нечай М.М. |
При занятии государственных должностей, ежегодно до 1 марта |
|
3. Правовое просвещение и повышение антикоррупционной компетентности работников |
||||
3.1. |
Рассмотрение на совещаниях с педагогическим коллективом вопросов о работе по исполнению антикоррупционного законодательства и разъяснение работникам школы законодательства в сфере противодействия коррупции на педагогических советах с приглашением сотрудников правоохранительных органов |
Нечай М.М. |
При необходимости |
|
3.2. |
Организация изучения законодательства Республики Беларусь о коррупции и ответственности за коррупционные правонарушения |
Руководство |
По мере изменения законодательства |
|
3.3. |
Проведение работы по разъяснению в коллективе учреждения образования нормативных актов (Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»), направленной на укрепление трудовой дисциплины и порядка |
Нечай М.М. |
Сентябрь, январь |
|
3.4. |
Информирование коллектива учреждения образования о работе, проводимой государственными органами по борьбе с коррупционными проявлениями в обществе |
Нечай М.М. |
По мере поступления информации |
|
4. Информационно--методическое обеспечение реализации антикоррупционной политики |
||||
4.1. |
Размещение (обновление) на информационном стенде школы контактных телефонов горячих линий, мини-плакатов социальной рекламы, направленных на профилактику коррупционного поведения |
Руководство |
В течение года |
|
4.2. |
Размещение (обновление) на сайте учреждения образования информации об осуществлении мер по противодействию коррупции |
Руководство |
В течение года |
|
4.3. |
Размещение (обновление) на информационном стенде информации о деятельности Попечительского совета |
Ничипорович И.В. |
В течение года |
|
4.4. |
Проведение совещаний с работниками с целью информирования по вопросам борьбы с коррупцией |
Нечай М.М. |
В течение года |
|
4.5. |
Проведение своевременной и качественной инвентаризации материальных ценностей |
Глушкевич А.Е. |
В течение года |
|
4.6. |
Консультирование должностных лиц по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в учреждении образования |
Нечай М.М. |
ежеквартально |
|
4.7. |
Информирование работников учреждения образования о порядке формирования цен и тарифов на платные образовательные услуги |
Нечай М.М. |
В течение года |
|
4.8. |
Доведение информации о коррупционных правонарушениях до работников учреждения образования на совещаниях при директоре. Применение мер дисциплинарного и административного воздействия к работникам, допустившим нарушения антикоррупционного законодательства |
Нечай М.М. |
в случае выявления |
|
3. Практические мероприятия по противодействию проявлениям коррупции и другим преступлениям и правонарушениям |
||||
3.1 |
Рассмотрение обращения граждан, содержащие факты коррупции со стороны педагогов и других работников школы |
Нечай М.М. |
По мере необходимости |
|
3.2 |
Создание комиссии по проверке правильности оформления документов об образовании |
Нечай М.М. |
май |
|
3.3 |
Осуществление контроля за фактическим проведением факультативных занятий, занятий объединений по интересам, часов ОВР и доп. контроля в школе |
Максимчик Н.И. Нечай М.М. Пацынович О.М. |
ежеквартально |
|
3.4 |
Анализ должностных обязанностей работников, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений |
Микульская Е.А. |
январь |
|
3.5. |
Контроль за обоснованностью и рациональностью распределения учебной нагрузки, согласование учебного плана |
Нечай М.М. Маркевич А.В. |
Январь, август |
|
5. Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) и общественностью |
||||
5.1. |
Осуществление личного приема родителей (законных представителей) руководством учреждения образования |
Нечай М.М. Максимчик Н.И. |
В течение года |
|
5.2. |
Анкетирование законных представителей учащихся «Удовлетворенность качеством организации образовательного процесса» |
Максимчик Н.И. Пацынович О.М. |
Май 2021 года |
|
6. Антикоррупционное воспитание обучающихся |
||||
6.1. |
Проведение уроков правовых знаний, посвященных формированию правового сознания и антикоррупционного мировоззрения обучающихся |
Нечай М.М. классные руководители |
В течение года |
|
6.2. |
Проведение мероприятий в Международный день борьбы с коррупцией |
Бомбер С.Г., классные руководители |
Декабрь |
|
6.3. |
Предупреждение необоснованного отвлечения учащихся от занятий на различные виды работ, не связанные с образовательным процессом и исполнением учреждением образования уставных функций |
Бомбер С.Г., классные руководители |
В течение года |
|
7. Осуществление контроля финансово-хозяйственной и образовательной деятельности в целях предупреждения коррупции |
||||
7.1. |
Контроль за использованием приобретенного и полученного оборудования |
Глушкевич А.Е., Максимчик Н.И. |
В течение года |
|
7.2. |
Контроль обоснованности и целесообразности сдачи в аренду помещений. Соблюдения порядка целевого и эффективного использования государственного имущества |
Нечай М.М. |
В течение года |
|
7.3. |
Контроль за деятельностью и эффективным расходованием средств Попечительского совета школы |
Нечай М.М. Ничипорович И.В. |
В течение года |
|
7.4. |
Контроль за организацией питания учащихся школы |
Бомбер С.Г., Якобчук Н.Б. |
В течение года |
|
7.5. |
Контроль за оказанием платных образовательных услуг |
Максимчик Н.И. Пацынович О.М. |
В течение года |
|
7.6. |
Контроль за организацией и проведением итоговой аттестации, получением, учетом, хранением, заполнением и выдачей документов государственного образца об образовании |
Максимчик Н.И. |
Июнь |
|
7.7. |
Контроль за организацией приема на работу педагогических работников и иных работников в учреждение в соответствии со штатным расписанием |
Нечай М.М. Микульская Е.А. |
В течение года |
|
7.8. |
Контроль за правильностью предоставления трудовых отпусков, связанных с обучением работников в учебных заведениях |
Нечай М.М. Микульская Е.А. Маркевич А.В. |
В течение года |
|
7.9. |
Предупреждение фактов сбора денежных средств на приобретение подарков для педагогических работников в период проведения выпускных экзаменов, выпускных вечеров и других мероприятий в учреждении образования |
Нечай М.М. |
В течение года |
|
7.10. |
Предупреждение фактов неправомерного взимания денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся, сбора денежных средств на укрепление материально-технической базы школы без привлечения Попечительского совета |
Нечай М.М. Ничипорович И.В. |
В течение года |
|
7.11 |
Контроль использования ресурсов сети Интернет работниками школы |
инженер-программист |
в течение года |
|
7.12 |
Контроль осуществления приема детей в 1-ые и другие классы |
Максимчик Н.И. Пацынович О.М. |
июнь-август |
|
7.13 |
Контроль осуществления административных процедур |
Микульская Е.А. |
ежеквартально |
|
7.14 |
Анализ занятости спортивных залов учреждения |
Бомбер С.Г., |
ежемесячно |
|
7.15 |
Анализ сроков проведения аттестации педагогических работников |
Нечай М.М. Максимчик Н.И. Пацынович О.М. |
в течение года |
Перечень лиц с наиболее высоким коррупционным риском
Функции |
Обязанности |
Должность |
Организационно-распорядительные |
Руководство деятельностью отдела образования, государственного учреждения, учреждения образования. Расстановка и подбор кадров, организация труда работников. Поддержание дисциплины, применение мер поощрения, привлечение к дисциплинарной ответственности. |
Руководитель учреждения образования, заместители руководителя учреждения образования |
Карта коррупционных рисков государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г.Дятлово»
Раздел работы |
Область деятельности, где возможны коррупционные риски |
Меры профилактики |
Ответственные лица |
Деятельность работников учреждения образования. Хозяйственные операции. Регистрация материальных ценностей |
Использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица или его родственников. Постановка на регистрационный учет материальных ценностей. Досрочное списание материальных ценностей и расходных материалов с регистрационного учета. Отсутствие регулярного контроля наличия и сохранения имущества |
Соблюдение руководителями структурных подразделений и работниками требований антикоррупционного законодательства, ознакомление работников с ответственностью за совершение коррупционного правонарушения. Обеспечение порядка сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением своих служебных (трудовых) обязанностей. Своевременная постановка на учет имущества, безвозмездно переданного в учреждение образования, в соответствии с действующим законодательством. |
Директор учреждения образования, его заместители |
Прием на работу |
При приеме на работу предоставление не предусмотренных законодательством преимуществ (протекционизм, семейственность, прием на работу близких родственников, свойственников). |
Соответствие образования квалификационным требованиям, предъявляемым согласно ЕКСД и ЕТКС. Соблюдение порядка согласования назначений на руководящие должности, приема на работу педагогических работников, молодых специалистов. Оформление обязательств государственных должностных лиц (для руководящих работников и работников, осуществляющих организационно-управленческие функции). Соблюдение требований законодательства при приеме на работу близких родственников. |
Директор учреждения образования, его заместители, инспектор по кадрам |
Работа по совместительству |
Прием на работу по совместительству, в том числе членов администрации |
Соблюдение требований по ограничению работы по совместительству руководителей. Соблюдений ограничений, установленных законодательством, в работе по совместительству. Соблюдение порядка составления, утверждения, согласования, ознакомления с графиками работы по совместительству. Организация системы контроля за отработкой рабочего времени по совместительству. |
Директор учреждения образования, его заместители, инспектор по кадрам |
Оплата труда |
Оплата рабочего времени не в полном объеме. Оплата рабочего времени в полном объеме в случае, когда сотрудник фактически отсутствовал на рабочем месте. |
Проверка отработки рабочего времени работниками учреждения образования, комиссией по контролю за соблюдением трудовой и исполнительской дисциплины работниками отдела. |
Директор учреждения образования, его заместители, инспектор по кадрам |
Повышение квалификационного уровня работников |
Деятельность аттестационных комиссий. |
Соблюдение требований Инструкции при рассмотрении материалов и проведении экзамена на присвоение высшей квалификационной категории педагогическим работникам. Соблюдение требований Инструкции при рассмотрении ходатайств о допуске к аттестации. Предупреждение о персональной ответственности членов аттестационной комиссии. |
Директор учреждения образования, его заместители, члены аттестационных комиссий, инспектор по кадрам |
Направление на переподготовку |
Принятие решений о направлении работников на переподготовку.
|
Мотивация причин направления работников при принятии решения о направлении на переподготовку. |
Директор учреждения образования, его заместители, инспектор по кадрам |
Распределение средств материального стимулирования |
Оказание материальной помощи, премирование, единовременные выплаты на оздоровление, стимулирующие и компенсирующие выплаты работникам.
|
Проведение информационной работы с членами трудового коллектива по разъяснению коллективного договора и положений о порядке оказания материальной помощи, о порядке и условиях премирования, о единовременной выплате на оздоровление, об условиях и порядке установления других стимулирующих и компенсирующих выплат работникам. Доведение до сведения членов трудового коллектива содержания приказов о материальном стимулировании (ежемесячно). Оформление протоколов заседаний комиссий по распределению средств материального стимулирования. Разработка и внедрение механизма внутреннего аудита. Соответствие установленных приказами сумм стимулирующего характера положениям о материальном стимулировании. |
Директор учреждения образования, его заместители, члены постоянно действующей комиссии по премированию, оказанию материальной помощи, единовременной выплаты на оздоровление и иных стимулирующих и компенсирующих выплат, руководители учреждений |
Награждение педагогических работников и учащихся |
Представление работников к награждению наградами районных исполнительных комитетов и Совета депутатов; ходатайство о представлении к награждению Гродненского облисполкома и Гродненского областного Совета депутатов, Министерства образования, государственными наградами. |
Обсуждение кандидатур награждаемых работников на общих собраниях трудовых коллективов. Организация работы комиссий по рассмотрению наградных материалов. Объективность оценки результатов работы. |
Директор учреждения образования, его заместители, инспектор по кадрам |
Образовательная деятельность |
Проведение текущей и итоговой аттестации; организация и проведение выпускных экзаменов; экстернат; выдача документов об образовании и обучении; оказание дополнительных платных образовательных услуг. |
Контроль за качеством преподавания, объективностью выставления отметок, организацией итоговой аттестации обучающихся. Организация работы экзаменационных комиссий в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. Проведение разъяснительной работы с родительской и педагогической общественностью по предупреждению коррупционных проявлений. Организация контроля за выдачей документов об образовании и обучении, подсчетом среднего балла. Наличие договоров на оказание дополнительных платных образовательных услуг между учреждением образования и законными представителями. Оплата за предоставленные услуги посредством перечисления на банковский расчетный счет учреждения образования. |
Директор учреждения образования, его заместители, члены экзаменационных комиссий |
Организация приема обучающихся в учреждение образования |
Порядок приема в I классы УОСО городской местности. |
Размещение на сайте УОСО, стендах учреждений информации о микрорайоне УОСО, порядке приема документов в I классы УОСО, в том числе и на свободные места. Своевременное информирование на собрании родителей (законных представителей) будущих первоклассников о порядке приема в I классы учреждений общего среднего образования. Контроль за организацией приема документов в I классы УОСО. |
Директор учреждения образования, его заместители |
Проведение выпускных вечеров в учреждениях общего среднего и выпускных утренников в учреждениях дошкольного образования |
Проведение воспитательных мероприятий. |
Контроль за проведением выпускных вечеров в учреждениях образования или учреждениях культуры. Проведение разъяснительной работы на общешкольных родительских собраниях, общих собраниях трудового коллектива. |
Директор учреждения образования, его заместители |
Поступление безвозмездной (спонсорской) помощи, добровольных родительских взносов |
Деятельность родительского комитета, попечительского совета. |
Оформление договора об оказании спонсорской помощи. Информирование педагогической и родительской общественности о расходовании поступивших спонсорских средств. Отчеты о работе родительских и попечительских советов. Контроль за работой родительских и попечительских советов. Информирование родительской и педагогической общественности о расходовании средств, поступивших на счет учреждений образования, в качестве добровольных родительских взносов. Проведение анкетирования среди родительской общественности. Размещение на сайтах учреждений образования финансовых отчетов родительских и попечительских советов об использовании финансовых средств. Проведение личного приема граждан. |
Директор учреждения образования, его заместители, председатели попечительских советов учреждений образования |
Служебные командировки в пределах Республики Беларусь, а также за ее пределы |
Оформление служебных командировок в пределах Республики Беларусь, а также за ее пределы. |
Соблюдение порядка согласования командировок. Своевременное предоставление отчетов по результатам заграничных командировок. |
Директор учреждения образования, его заместители, инспектор по кадрам |
Проведение ремонтных и строительных работ |
Проведение процедур при закупке товаров (работ, услуг) при проведении текущих ремонтов; взаимные расчеты с подрядчиком во время и после проведения текущих ремонтов. |
Осуществление контроля на объектах текущего ремонта. Не допущение корректировок проектно-сметной документации по ремонтам. Проведение внутреннего аудита. |
Директор учреждения образования, его заместители |
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. N 305-З «О борьбе с коррупцией»
- ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 декабря 2014 г. N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 января 2003 г. N 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества»
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 января 2016г. N 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц»
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13 июля 2012 г. N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
Оказание ситуационной помощи инвалидам различных категорий
В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции» и во исполнение подпункта 10.2.4 пункта 10. мероприятий Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов в 2023 году, утвержденных Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Петришенко И.В. от 26 декабря 2023 г. №38/223-408/206, подпункта 5.1-5.2 пункта 5. протокола №1 республиканского семинара "Навыки коммуникации с инвалидами различных категорий" от 26.07.2023 г., Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796 «Об обеспечении доступной среды для инвалидов» в ГУО «Средняя школа №1 г. Дятлово» разработан Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий.
В связи с этим, согласно указанному Алгоритму, инвалиду, сопровождающему его лицу необходимо предварительно сообщить о посещении объекта, о характере и объеме требуемой ситуационной помощи.
Контактный номер телефона работников, за которыми закреплено оказание ситуационной помощи инвалидам:
Ф.И.О. Нечай Марина Михайловна, директор, телефон 8 (01563) 62757;
Ф.И.О. Алексеева Вера Вячеславовна, педагог социальный, телефон 8 (01563) 62757.
АЛГОРИТМ оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий в
государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г. Дятлово»
1.Основные требования к оказанию ситуационной помощи
Для обеспечения доступа инвалидам (наравне с другими людьми) к социально-значимым объектам, необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья.
В соответствии с Правилами обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2022 № 796 «Об обеспечении доступной среды для инвалидов», ситуационная помощь – это сопровождение инвалидов, не имеющих возможности самостоятельного передвижения и ориентирования, и оказание им помощи при нахождении на объектах, использовании транспортных средств в целях преодоления барьеров, мешающих доступу к объектам и получению услуг, оказываемых населению, наравне с другими лицами.
Оказание ситуационной помощи осуществляется работниками организаций, оказывающих услуги населению, инвалидам, не имеющим возможности самостоятельного передвижения и ориентирования, независимо от обеспечения доступности объекта.
Оказание ситуационной помощи обеспечивается после получения согласия инвалида.
При оказании ситуационной помощи обеспечиваются:
уточнение у инвалида характера и объема необходимой ситуационной помощи по возможности до посещения объекта;
уточнение характера и объема необходимой ситуационной помощи, порядка ее оказания непосредственно инвалиду при посещении объекта; использование аудиодескрипции;
использование ассистивных устройств и технологий, включая костыли, ходунки, кресла-коляски, приспособления для осуществления санитарно-гигиенических процедур, каталки и иные ассистивные устройства;
обращение непосредственно к инвалиду.
2. Общие этические нормы и правила при общении с людьми с инвалидностью
При взаимодействии с инвалидами должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладание индивидуального подхода к человеку.
При разговоре с инвалидом обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре.
При знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
При встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются.
В случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.
К ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с инвалидом с нарушениями умственного развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на ты, только в случае знакомства.
При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
Избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.
3. Основные категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи
С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в группы:
- -лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- -лица с нарушениями зрения;
- -лица с нарушением слуха;
- -лица с ограничениями в общении и контроле за своим поведением;
- -лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями;
- -лица с тяжелыми нарушениями речи.
Лица с двигательными нарушениями – лица, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата и (или) нервной системы, сопровождающиеся нарушениями статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений и др.) и передвигающиеся с использованием кресла-коляски, с помощью специальных приспособлений для ходьбы (костыли, трости различной сложности), а также без использования ассистивных устройств и приспособлений;
Лица с нарушениями зрения относятся к лицам с сенсорными нарушениями. К этой категории граждан относятся лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное нарушение зрения (абсолютная или практическая слепота), передвигающиеся преимущественно с помощью трости, собаки-поводыря, человека-поводыря или ассистента; частичное нарушение зрения (слабовидение), передвигающиеся и ориентирующиеся, как правило, самостоятельно;
Лица с нарушением слуха относятся к лицам с сенсорными нарушениями. К этой категории граждан относятся также лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное отсутствие слуха с нарушением речи, частичное нарушение слуха, сохранившие речь в той или иной степени; различные сочетания сенсорных нарушений и речевых нарушений;
Лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями – это лица, имеющие нарушения интеллекта, высших психических процессов (мышления, памяти, восприятия, внимания), испытывающие трудности в ориентации на объекте, выражении своих потребностей, вербальной коммуникации, понимании больших объемов информации, включая условия и порядок предоставления услуг;
Лица с тяжелыми нарушениями речи – это лица, имеющие нарушения письменной и устной речи, проявляющиеся в распаде уже сложившейся как письменной, так и устной речи, расстройствах голосообразования, артикуляции, звукопроизношения, темпа и плавности речи, лексических и грамматических нарушениях, трудностях построения связного высказывания, недостаточности фонематического восприятия, специфических дефектах письма и чтения.
Лица с ограничениями в общении и контроле за своим поведением – это лица с расстройствами аутистического спектра.
4. Ситуационная помощь инвалидам различных категорий
4.1.Ситуационная помощь инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (инвалид передвигается на коляске, с помощью специальных приспособлений для ходьбы (костыли, трости различной сложности)).
Основные потребности лиц с двигательными нарушениями:
помощь при входе в здание и выходе из здания,
помощь при передвижении по зданию,
помощь при составлении письменных обращений (документов),
помощь при самообслуживании.
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:
выходит на улицу;
узнает цель посещения;
уточняет в какой помощи нуждается гражданин;
оказывает помощь при входе в здание, открывает входные двери;
сообщает руководству учреждения о посещении учреждения гражданином с ограничением передвижения;
если получатель коррекционно-образовательных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета (руководителя, специалиста);
при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе коррекционно-образовательных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
помогает заполнить необходимые документы;
оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь;
оказывает помощь при выходе из учреждения;
При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить:
Любое индивидуальное техническое средство реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т.д.) – это собственность и элемент личного пространства человека; не нужно брать эти средства, перемещать их и т.п., не получив на то разрешения со стороны человека с инвалидностью.
Необходимо всегда спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, и затем четко следовать инструкциям.
Если получено разрешение передвигать коляску, необходимо сначала катить ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Нельзя облокачиваться на нее, подталкивать ногами без разрешения.
Необходимо всегда убеждаться в доступности мест, куда запланировано посещение, узнавать, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
Если существуют архитектурные барьеры (например, лестница или бордюр), следует предупредить о них, чтобы человек имел возможность заранее спланировать свой маршрут.
Если возможно, следует расположиться так, чтобы лица общающихся (в том числе человека на коляске) оказались на одном уровне, например, сесть рядом на стул, чтобы человеку на коляске не пришлось запрокидывать голову (это неудобно, и при некоторых видах нарушений невозможно).
При выполнении обычных действий по самообслуживанию, люди с нарушениями функций верхних конечностей, как правило, используют имеющиеся возможности верхних конечностей либо их культей, протезов, а также пользуются специальными техническими средствами, насадками и пр.; при отсутствии рук или значительно выраженном нарушении их функций нередко приспосабливаются выполнять обычные для верхних конечностей функции нижними конечностями, ртом. Важно при взаимодействии с человеком с инвалидностью в таких случаях, не смущаясь, воспринимать эти действия как естественные. Здороваясь, знакомясь с человеком с поражением верхних конечностей приемлемо пожать руку, воспользовавшись его сохранной рукой (правой или левой) либо действующим протезом.
4.2.Ситуационная помощь инвалидам с нарушениями зрения
Основные потребности лиц с нарушениями зрения:
помощь при входе в здание и выходе из здания,
помощь при ориентации внутри здания,
помощь при составлении письменных обращений (документов),
помощь при самообслуживании.
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам с нарушениями зрения:
встречает посетителя в солнцезащитных очках и с белой тростью на улице (на входе в здание);
узнает цель посещения;
предлагает помощь;
если посетитель соглашается на оказание помощи, то открывает входные двери;
помогает войти в здание;
если получатель услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета,
предложив гражданину с нарушениями зрения взяться за локоть или предплечье, не забыв поинтересоваться, с какой стороны ему лучще идти;
при обращении без записи, сообщает специалисту о получателе услуг; сопровождает в кабинет для решения вопроса;
по необходимости оказывает помощь при ориентации в кабинете; при необходимости консультации другого специалиста сопровождает получателя услуг в передвижении по кабинетам, предлагая гражданину с нарушениями зрения взять его за руку повыше локтя для того, чтобы во время движения гражданин с нарушениями зрения был на полшага позади него;
при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении, в том числе объясняет о наличии надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля;
предоставляет информацию гражданину с нарушениями зрения в доступной для него форме;
при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
в кабинете оказывает помощь в ориентации;
помогает заполнить необходимые документы;
сопровождает гражданина с нарушением зрения к выходу; оказывает помощь при выходе из учреждения.
При общении с людьми с нарушениями зрения следует помнить:
О необходимости обозначить факт обращения к незрячему человеку, например, просто дотронувшись до его плеча и (или) назвав его (если известно имя и отчество), а также предложить свою помощь.
Подойдя к незрячему человеку, нужно обязательно назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих (при необходимости, уточнить не только имена, но и должности, намерения, цели обращения). При желании пожать руку, необходимо сказать об этом. Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно предупредить его об этом.
При возникновении проблемы в оказании помощи невидящему человеку, стоит спросить его о характере помощи и, не смущаясь, попросить подсказать, как ее оказать, либо пригласить компетентного сотрудника для оказания такой помощи.
Если незрячий человек выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, нужно предложить ему взять сопровождающего за руку (например, согнув руку в локте, предложить инвалиду держаться за нее выше локтя, за предплечье и двигаться чуть позади сопровождающего (предпочтительно). При встрече представиться первым. Представляя человека с нарушением зрения (или зрения и слуха) человеку без указанных нарушений, и наоборот, следует сориентировать его в сторону собеседника, назвать себя и других.
Предлагая помощь, встать с противоположной стороны от руки с тростью и дать возможность незрячему человеку взять вас под руку.
Предлагая незрячему человеку сесть, не нужно усаживать его, а направить руку на спинку стула или подлокотник. Не водить по поверхности его рукой, а дать возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть человека с нарушениями зрения к предмету и брать его рукой этот предмет.
Осуществляя помощь, следует направлять человека, не стискивая его руку, идти в обычном темпе, не хватать человека с нарушением зрения и не «тащить» его за собой.
Следует описать кратко, где вы находитесь. Предупреждать о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
Не оставлять человека с нарушением зрения в открытом пространстве, не предупредив. При уходе необходимо привести его к ориентиру (например, к месту ожидания), где он будет чувствовать себя более защищённо и уверенно.
Не следует перемещать мебель, документы и другие объекты, не предупредив об этом, не оставлять двери полуоткрытыми.
При необходимости прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию.
Если это важный документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
Всегда необходимо обращаться непосредственно к незрячему человеку, а не к его зрячему компаньону.
Когда происходит общение с группой незрячих людей, не следует забывать каждый раз называть того, к кому обращаетесь, либо притрагиваться к ним.
Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами.
При перемещении нужно предупредить собеседника.
При общении вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
При спуске или подъеме по ступенькам необходимо перемещать незрячего перпендикулярно к ним, передвигаясь, не делать рывков, резких движений.
4.3 Ситуационная помощь инвалидам с нарушением слуха
Основные потребности лиц с нарушением слуха:
помощь при входе в здание и выходе из здания (при необходимости),
помощь при ориентации внутри здания,
помощь при составлении письменных обращений (документов).
Для лиц с нарушением слуха ситуационная помощь заключается в помощи сурдопереводчика или специалиста, обученного основам жестовой речи, при общении и сопровождении гражданина по территории и зданию учреждения.
Учитывая отсутствие сурдопереводчика и при условии, что сурдопереводчик не сопровождает лицо с нарушением слуха, сотрудники предоставляют информацию гражданину с нарушением слуха письменным способом.
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам с нарушением слуха:
Увидев посетителя с нарушением слуха, изъясняющегося с помощью жестового языка, и испытывающего трудности при входе в здание:
уточняет в доступной для лица с нарушением слуха форме, в какой помощи он нуждается и цель посещения;
сообщает руководству о посещении клиента с нарушением слуха;
если получатель услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета руководителя (специалиста);
предоставляет необходимую информацию гражданину с нарушением слуха в доступной для него форме;
при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;
знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении образования мероприятиях;
при обращении без записи, сообщает руководителю (специалистам) о получателе услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
оказывает помощь в заполнении документов;
по окончании посещения учреждения сопровождает получателя услуг до выхода;
оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
При общении с лицами с нарушением слуха необходимо помнить:
Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…». Необходимости найти место, где влияние посторонних шумов или разговоров других людей минимально.
Чтобы глухой или слабослышащий собеседник лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.
Расположиться необходимо так, как удобно человеку с нарушением слуха (со стороны средства индивидуального усиления звука, напротив источника света, так как яркое солнце или тень могут быть помехами и т.д.).
Убедиться, что собеседник смотрит на Вас.
Общаясь, смотреть в глаза собеседника, так легче проводить считывание с губ.
Для привлечения внимания, необходимо плавно помахать рукой в поле зрения либо слегка коснуться его плеча (не со спины).
Вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ был однозначным.
При использовании жестового языка или дактиля обращаться напрямую к собеседнику, а не к переводчику.
Если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например письменную речь.
4.4. Ситуационная помощь инвалиду с ограничениями в общении и контроле за своим поведением
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам с ограничениями в общении и контроле за своим поведением:
встречает инвалида;
узнает цель посещения;
сопровождает (оказывает помощь сопровождающим их лицам при возникающих затруднениях) и помогает ориентироваться (вход/выход);
сообщает руководству о посещении клиента с ограничениями в общении и контроле за своим поведением;
если получатель услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
при обращении без записи, сообщает руководителю (специалистам) о получателе услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
оказывает помощь в заполнении документов;
по окончании посещения учреждения сопровождает получателя услуг до выхода;
оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
4.5. Ситуационная помощь инвалиду с когнитивными (интеллектуальными, умственными нарушениями)
Основные потребности лиц с когнитивными (интеллектуальными, умственными нарушениями):
помощь при входе в здание и выходе из здания,
помощь при ориентации внутри здания,
помощь при составлении письменных обращений (документов).
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам с интеллектуальными (умственными) нарушениями:
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с интеллектуальными нарушениями;
цель посещения;
сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до места расположения кабинета и предоставляет информацию в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другую запрашиваемую гражданином информацию;
помогает заполнить необходимые документы;
при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями к выходу;
оказывает помощь при выходе из здания.
При общении с лицами, имеющими интеллектуальными нарушениями необходимо помнить:
О необходимости смотреть в лицо собеседнику, поддерживая визуальный контакт. Вместе с тем не следует настаивать на поддержании зрительного контакта, если это не комфортно собеседнику.
Следует проявить терпение, такт, внимательно относиться к собеседнику, обсуждать все необходимые темы, при этом не стараться заведомо принижать его возможности или его достоинство, не говорить как бы свысока, не говорить резко, даже если для этого имеются основания.
При разговоре в присутствии человека с умственными нарушениями не допускать упоминания его в третьем лице, а также того, что он не понимает смысл сказанного между иными людьми (даже в случаях, когда при их общении используется сложная лексика, профессиональные термины, длинные фразы, образные выражения и т.д.).
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, следует спокойно спросить его, чем ему помочь.
Использовать ясный язык, выражаться точно и по делу, не использовать длинных фраз, словесных штампов, образных выражений и сложных смысловых оборотов. Говоря о задачах или проекте, рассказывать все «по шагам», давать собеседнику возможность осмыслить каждый шаг. Быть готовым повторить несколько раз.
Следует помнить, что люди с нарушениями умственного развития, сохранившие дееспособность, вправе сами делать осознанный выбор: принимать помощь или нет, давать ли согласие на получение какой-либо услуги, принимать иные решения, а также подписывать необходимые документы;
Начинать говорить, только убедившись, что собеседник закончил свою мысль, не стесняться переспросить, в случае недопонимания, попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
В случае нехватки времени, извинившись, договориться об общении в другое время.
В разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно, быть терпеливым, дождаться, когда человек сам закончит фразу, не поправлять его и не договаривать за него.
Говорить в ровном, неторопливом темпе, используя понятные слова, произнося их четко и делая более длинные паузы, интересоваться, все ли понятно, учитывать продолжительное время, требующее для общения с некоторыми категориями людей с инвалидностью.
4.6.Ситуационная помощь инвалидам с тяжелыми нарушениями речи
Основные потребности лиц с тяжелыми нарушениями речи:
помощь при входе в здание и выходе из здания,
помощь при ориентации внутри здания,
помощь при составлении письменных обращений (документов).
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам с тяжелыми нарушениями речи:
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи сотрудник учреждения (любой другой сотрудник учреждения), при обращении к нему посетителя с тяжелыми нарушениями речи:
уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи;
цель посещения;
при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;
при необходимости сопровождает гражданина с тяжелыми нарушениями речи до места расположения кабинета, предоставляет информацию гражданину с тяжелыми нарушениями речи в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другую запрашиваемую гражданином информацию;
-помогает заполнить необходимые документы.
При общении с лицами с тяжелыми нарушениями речи необходимо помнить:
Нельзя игнорировать людей, которым трудно говорить.
Если у человека проблемы с речью, это необязательно означает, что он имеет нарушения слуха.
Не следует перебивать и поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Начинать говорить нужно только тогда, когда он закончил свою мысль.
Не стоит пытаться ускорить разговор. Следует заранее отвести на разговор с человеком с затрудненной речью больше времени. Если времени недостаточно, лучше, извинившись, договориться об общении в другой раз.
Необходимо задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
Если не удалось понять собеседника, нужно попросить его произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не стоит опасаться отрицательной реакции человека, ведь он знает о своих проблемах с речью.
Если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.